В обзоре приведены результаты мониторинга московского розничного рынка передних тормозных дисков за период: с 21 сентября по 26 октября 2011 года. Анализ рыночной ситуации осуществлялся на основе данных, полученных из каталогов и прайс-листов ведущих российских интернет-магазинов и крупных оптово-розничных компаний. Основными особенностями данного рынка являются большое число предлагаемых брэндов, унификации дисков для разных марок и моделей автомобилей и узкие ценовые диапазоны неоригинальных изделий.
В качестве конкретных объектов исследования были рассмотрены передние тормозные диски для трех популярных моделей автомобилей европейского производства, имеющих значительные доли в модельной структуре российского парка подержанных иномарок (табл. 1). Собранные данные рассматривались в общем ассортименте, без разделения тормозных дисков на сплошные, вентилируемые и тюнинговые конструкции. При сравнении поставщиков учитывались розничные предложения с максимальным сроком поставки заказа не более 5 дней.
Таблица 1
Марка, модель автомобиля |
Модификация |
Период выпуска |
Оригинальный номер запчасти |
Ford Focus II |
Объем двигателя - 1,6л. |
2005- |
1253730* |
Peugeot 307 |
Объем двигателя - 1,6л. |
2000-2007 |
424917* |
Volkswagen Golf V |
Объем двигателя - 1,6л. |
2004-2008 |
1K0615301AC* |
*возможна взаимозаменяемость с другими модификациями оригинальных изделий
По насыщенности предложения рынок передних тормозных дисков похож на «родственный» рынок передних тормозных колодок: на нем можно найти более 30 марок и брэндов. В данном случае, мы насчитали 33 марки и брэнда для автомобиля Ford Focus, и до 29 брэндов для Peugeot 307 и VW Golf V. Из них значимыми (от 1% и более) оказались примерно 14 брэндов для Ford Focus по 16 брэндов – для Peugeot 307 и VW Golf V.
Стоит также указать, что рынок тормозных дисков отличается значительной степенью унификации конструкций тормозных механизмов разных автомобильных марок и моделей. Так, в рамках концерна FORD одинаковыми дисками снабжены Ford Focus II, C-Max и Volvo S40. В автомобильной группе PSA диски Peugeot/Citroen подходят как для модельных рядов Peugeot: 206/207/307/308, так и для рядов Citroen: С4/С5/XSARA. В группе VAG одинаковые диски применяются для разных поколений модели Golf, а также для некоторых моделей Audi, Skoda и Seat.
Анализ розничного предложения тормозных дисков для автомобиля Ford Focus показал, что здесь лидировало предложение концерна TRW Automotive, которое заняло более 20% (рис. 1). На втором месте расположилось предложение TMD Friction Group, обеспеченное торговыми марками Textar и Mintex – более 18% суммарно, и на третьей позиции оказалась продукция итальянской компании LPR – 16%. Кроме этого, существенные доли предложения продемонстрировали известные марки JP Group и Brembo. Все вместе перечисленные участники заняли около 75% розничного предложения.
В структуре спроса взаимные позиции лидирующих конкурентов принципиально изменились. Фактически, на первое место «вышла» группа TMD Friction, суммарно охватившая более 20% объема спроса, а второе место заняла компания LPR с долей 19% (рис. 2). При этом лидер розничного предложения TRW Automotive «отодвинулся» на третью позицию – 16,6%. Тормозные диски JP Group и Brembo полностью сохранили свои позиции в спросе, причем, доля JP Group даже немного увеличилась с 12,2% до 14,9%. Суммарная доля лидирующей «пятерки» составила около 77%. А вот доля «оригинала» Ford оказалась незначительной и попала в группу «прочие».
Ценовое позиционирование продукции, лидирующей в спросе, оказалось весьма интересным. Если востребованность брэнда LPR была очевидна, т. к. его розничная цена была одной из наиболее низких и, соответственно, наиболее привлекательной, то цены Textar и TRW/Lucas по уровню уступали лишь «оригиналу» и тюнинговым дискам Zimmermann (рис. 3). Видимо, значительная часть потребителей готова платить более высокую цену (до 62–68 долл. за диск), надеясь на более высокое качество продукции известных компаний-поставщиков автопроизводителей. И в то же время, потребители все-таки не готовы доплачивать к этой цене еще 20–25% за «оригинал».
В структурах предложения и спроса тормозных дисков для автомобиля Peugeot 307 явно выделялись четыре лидирующих брэнда: Brembo, LPR, TRW/Lucas и Bosch, суммарно занимавших около 60% рынка (рис. 4 и 5). При этом, если в структуре предложения с некоторым отрывом лидировала продукция знаменитой итальянской компании Brembo – 19,5%, то в структуре спроса бесспорным лидером выступала продукция другой известной итальянской компании LPR – 23,6%, а изделия Brembo расположились на второй позиции. Тормозные диски Bosch «отыграли» в структуре спроса одну позицию и поднялись на третье место по сравнению со структурой предложения. А вот диски TRW/Lucas, располагавшиеся в структуре предложения на втором месте, заметно «сдали» позиции, оказавшись на четвертом месте в спросе. Стоит отметить, что жесткая конкурентная борьба ведется не только между лидерами, но видна и на других уровнях. Например, между брэндами NK и Mintex за выход на пятое место в спросе.
Оригинальные диски Peugeot/Citroen были представлены очень скромным предложением – 3,5%, поскольку спрос на них в данный период был слишком мал и не превышал 1%. Полагаем, что причиной такого низкого спроса на «оригинал» явилась все та же цена, которая превышала цену Brembo в среднем на 60%, а цену LPR – в 2 раза (рис. 6).
В товарной группе тормозных дисков для автомобиля VW Golf в этот раз бесспорным лидером оказалась продукция немецкой компании Meyle. Если в розничном предложении она заняла лидирующую позицию с долей почти 25%, то в структуре спроса ее лидирующая доля возросла до 34,4% (рис. 7 и 8).
Этот успех, по нашему мнению, связан не только с хорошей репутацией всемирного поставщика качественных запчастей, но и с весьма низкой ценой продукции, не превышающей 39 долл./шт. и «обыгрывающей» всех ближайших конкурентов (рис.9). А ближайшими конкурентами Meyle выступают тоже недорогие брэнды Lemforder, Delphi, Mintex средние цены которых составляют 40–42 долл./шт. В отличие от предыдущих автомобилей доля предложения оригинальных дисков VAG показалась нам существенной – более 9%, однако в структуре спроса она оказалась заметно меньшей – около 5%. При анализе цены «оригинала» выяснилось, что она превышает цену лидера Meyle примерно в 2 раза.
В заключение обзора мы традиционно обобщили результаты анализа позиций ведущих рыночных брэндов относительно «оригинала» (табл. 2). Вывод, как всегда, тоже традиционный: несмотря на рекомендации автопроизводителей, автовладельцы популярных марок и моделей автомобилей предпочитает приобретать неоригинальные и недорогие тормозные диски, выбирая известных производителей с хорошей репутацией.
Таблица 2
Марка, модель автомобиля |
Брэнды – лидеры спроса |
Доля «оригинала» |
|||
№1 |
доля |
№2 |
доля |
||
Ford Focus II |
LPR |
19% |
TMD Friction |
20,4% |
0% |
Peugeot 307 |
LPR |
23,6% |
Brembo |
15,7% |
0,8% |
Volkswagen Golf V |
Meyle |
34,4% |
Lemforder |
10,5% |
5,2% |
Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили"