+79139857900

Радиаторы тепла и холода: российский сегмент

24 июня 2013 в 13:15

Радиаторы отопителя и кондиционера считаются в автомобиле не главными деталями. Однако их неисправность, как и поломка основного радиатора, часто приводит к тому, что автомобиль невозможно эксплуатировать. Да и условия, в которых они работают, нельзя назвать более мягкими. Журнал «Трансервис. Автобизнес» решил познакомить своих читателей с наиболее распространенными торговыми марками радиаторов отопителей и кондиционеров на российском рынке.

 

 

В большинстве современных автомобилей используется три теплообменника (радиатора). Самый большой – радиатор системы охлаждения, который устанавливается во фронтальной части кузова. Два других, поменьше, –  радиатор отопителя, или попросту «печка», и радиатор кондиционера («конденсер»). Радиатор «печки» мало чем отличается от радиатора системы охлаждения.

 

«Основное отличие «печки» от радиатора охлаждения в толщине сердцевины. В связи с относительно замкнутым пространством внутри отопителя целесообразно увеличивать толщину сердцевины «печек». В то же время для радиаторов увеличение толщины имеет свои пределы, продиктованные направлением потока воздуха и ограниченностью подкапотного пространства, – комментирует директор по маркетингу ООО «ТД Лузар» Петр Нечипоренко. – Второе отличие – гидравлическое сопротивление. В связи с небольшим объемом «печки» внутреннее сопротивление можно игнорировать в расчетах циркуляции антифриза и мощности помпы. Это позволяет использовать турбулизаторы­завихрители (только для сборных «печек» с круглой трубкой) либо увеличивать количество трубок».

 

Впрочем, подавляющему большинству потребителей эти технические подробности ни о чем не говорят.

 

«Автовладелец в первую очередь смотрит на материал, из которого изготовлен радиатор. Сегодня на рынке представлены в основном радиаторы из меди и алюминия, – рассказывает коммерческий директор компании «Интерсиб» Николай Капитонов. – Медных в последнее время все меньше из­за высокой стоимости сырья. В сегменте легковых автомобилей их уже практически не осталось Однако некоторые автовладельцы со стажем по­прежнему довольно часто спрашивают именно медные «печки», которые, по их мнению, обладают лучшей теплоотдачей. На самом деле это, конечно, чисто субъективное суждение, которое не имеет никакого отношения к действительности. Ведь большинство иномарок оборудованы радиаторами отопителя из сплавов алюминия, и их владельцы не жалуются на плохой обогрев салона зимой».

 

Что же касается радиаторов кондиционера, то они работают совсем в других условиях, с другими типами теплоносителей и при более высоком давлении. В связи с этим технология производства «конденсеров» заметно отличается от технологии производства обычных радиаторов отопителя. Вот как описывает отличия Петр Нечипоренко:

 

«Используются, во­первых, охлаждающая трубка с мультипортовым профилем, что позволяет выдерживать высокое давление хладагента. Во­вторых, многоходовые коллекторы – 5–11 и более «ходов», для того чтобы хладагент «послойно» заполнял сердцевину радиатора. В­третьих, полностью сварная конструкция радиатора (отсутствуют резиновые уплотнения)».

 

Кроме того, для производства «конденсеров» требуется дополнительное оборудование, работающее под высоким давлением и позволяющее проверить герметичность готового радиатора при рабочем давлении на стадии выходного контроля.

 

Многим российским предприятиям, специализирующимся на производстве радиаторов, подобные конструкторско-технологические задачи не под силу, поэтому  производителей «конденсеров» в России не много.  Кроме того, долгое время на территории нашей страны (и стран бывшего СССР) в понятие «климатическая установка автомобиля» вообще не входил кондиционер – подразумевалась только «печка». Поэтому и производство «конденсеров» – абсолютно новое для нашей автопромышленности направление, которое освоили лишь единицы. Кондесаторы для отечественных автомобилей и  иномарок экономкласса производит ООО «ТД Лузар», а автомобильные кондиционеры в полной комплектации – тольяттинская компания «Лада-Фрост». Что же касается традиционных производителей радиаторов, таких как ШААЗ, «Оренбургский радиатор», Концерн «ПРАМО», то они поставляют на рынок лишь основные радиаторы системы охлаждения и радиаторы системы отопления.

 

 

Емкость рынка

 

Оценить емкость вторичного рынка радиаторов системы отопления и радиаторов кондиционера довольно проблематично. Большинство компаний не выделяют эти сегменты из общей группы радиаторов. Что же касается всего сегмента радиаторов, то он составляет примерно 30% от рынка деталей системы охлаждения автомобилей и по данным на 2010 год превышает 51 млн долларов в год. Всего на российском рынке продается около 650 тыс. автомобильных радиаторов в год (включая коммерческий транспорт). Однако это оценка всего рынка, включая иномарки. Россий-ский сегмент немного уже.

 

«Объемы продаж основных радиаторов системы охлаждения и радиаторов системы отопления несопоставимы. Радиаторы системы охлаждения продаются с одинаковой интенсивностью круглый год, в то время как «печки» пользуются повышенным спросом лишь осенью. К тому же, несмотря на то что основные радиаторы и радиаторы отопителей работают в одинаковых условиях, первые выходят из строя чаще, потому что чаще повреждаются в авариях», – комментирует Николай Капитонов.

 

 

Причины повреждений

 

Действительно, по данным статистики повреждение радиаторов в авариях – на третьем месте по частоте причин выхода радиаторов из строя. Что же касается остальных факторов риска, то Петр Нечипоренко предлагает разделить их на две группы: общие и част-ные (характерные только для радиаторов отопителя и конденсаторов).

 

Вот как выглядит список наиболее частых причин повреждения радиаторов отопителя и кондиционера по версии ООО «ТД Лузар».

 

 

Общие причины

 

Плохое качество. В конкурентной борьбе и попытках повысить рентабельность многие производители (брендодержатели) экономят на какой-то определенной детали либо на всех сразу, что неизбежно приводит к потере ресурсных качеств изделия.

 

Агрессивный теплоноситель. Как антифриз для печек, так и хладагент для «конденсеров» может разъедать изнутри теплообменник.

 

Ошибочная диагностика неисправности. Имеется в виду не выход из строя изделия, а неверное определение причин той или иной проблемы автомобилистом или мастером.

 

 

Причины, характерные для «печек»

 

Внутреннее давление. При повышении давления в системе охлаждения выше номинальных значений происходит «прорыв» антифриза из «печки».

 

Неудовлетворительная работа. Иногда автомобилист не доволен эффективностью печки и заменяет ее более производительной – превентивная замена или тюнинг системы отопления.

 

 

Причины, характерные для «конденсеров»

 

Агрессивная среда. Статистика последних лет показывает, что основная причина выхода из строя «конденсеров» – влияние противогололедных реагентов на основе этиленгликоля и различных солей. Такая статистика очень характерна для «городского» брака.

 

Механические повреждения. Сюда относятся как аварийные случаи, так и наезд на бордюр или другое препятствие.

 

 

Основные игроки

 

ООО «ТД Лузар». Производит радиаторы отопителя с 2002 года. Изначально компания производила сборные «печки» с круглой трубкой (технология «Софико»). В 2005 году было освоено производство паяных алюминиевых и медно-латунных теплообменников по технологии Nocolok. В настоящее время ООО «ТД Лузар» производит радиаторы «печки» для автомобилей «ВАЗ», «ГАЗ», «УАЗ», «ЗАЗ», «Иж», Daewoo/Chevrolet, Kia/Hyundai, Renault, Ford – всего 46 наименований.

 

Производство автомобильных радиаторов кондиционера – относительно новое для компании направление деятельности. Начало было положено в 2006 году с поставками на конвейер АвтоЗАЗа  «конденсера» для Chevrolet Lanos. Сейчас  ООО «ТД Лузар» производит 28 радиаторов кондиционера – для автомобилей «ВАЗ», Daewoo/Chevrolet, Kia/Hyundai, Renault, Ford – и постоянно расширяет ассортимент. Готовятся к выпуску «конденсеры» для автомобилей «Гранта» и «Шеви-Нива».

 

ООО «Шадринский автоагрегатный завод» (ШААЗ). Компания производит радиаторы отопителя для широкого ассортимента российской автотехники (включая грузовые автомобили). Завод производит медно-латунные радиаторы по технологии Cupro Braze (пайка твердым припоем) и алюминиевые теплообменники для «печек» по технологии Nocolok. Вся продукция проходит проверку на определение теплотехнических и аэродинамических характеристик радиаторов в аэродинамической трубе. ШААЗ является поставщиком радиаторов на все крупнейшие российские автотракторные предприятия.

 

ООО «Оренбургский радиатор». Ассортиментный ряд насчитывает более 500 номенклатурных единиц для тракторов, комбайнов, легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, а также спецтехники. Компания производит радиаторы по технологии «Сплиттер Фин» шведской фирмы Outokumpu Copper Strip AB. Радиаторы, производимые по этой технологии, входят в серию «ВК». Они обладают повышенной устойчивостью к агрессивному воздействию внешней среды и компонентов ОЖ.

 

Концерн «ПРАМО» (Лихославльский радиаторный завод). Компания производит медно-латунные радиаторы отопителя по технологии «Софико» и алюминиевые радиаторы по технологии Nocolok. Ассортимент продукции охватывает все модели легковых и грузовых автомобилей отечественного производства.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Эффективные электрические лебедки для грузоперевозчиков

10 май 2024 в 09:40

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

27 мар 2024 в 09:34

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

11 мар 2024 в 09:33

Подробнее >