+79139857900

Автокомпоненты подкрепляются автопромом

10 июня 2019 в 16:26

Развитие рынка автокомпонентов стимулируется, прежде всего, динамикой отечественного автомобильного производства. Созданная в новейшее время в РФ автосборочная промышленность фактически полностью удовлетворяет потребности отечественного авторынка и одновременно является драйвером сегмента автокомпонентов и автозапчастей.

 

За последние полтора десятилетия в Российской Федерации были построены новые и реконструированы действующие  автосборочные производства. В них вложены немалые средства инвесторов, которые аналитики оценивают в $3 млрд. Фактически сегодня в стране создана новая отрасль автомобилестроения. В результате суммарный производственный потенциал всех заводов по выпуску легковых и легких коммерческих автомобилей составил 3,56 млн авто в год. 

«Иномарочные» заводы создавались после введения в РФ так называемого режима промсборки. Он позволил импортировать автокомпоненты для выпуска автомобилей по ставке 0-5% вместо 5-15%. Но для этого инвесторы должны были выполнить определенные требования.  

Напомним, что минимальный уровень производственной мощности автосборочного производства по соглашениям «промсборка-1» составлял 25 тыс. автомобилей в год с такими технологическими операциями как сварка и окраска кузовов, уровнем локализации не ниже 30%. С этими требованиями согласились УАЗ, Hyundai. Toyota, PCMA (Peugeot-Citroen-Mitsubishi) и Derways. 

По соглашениям «промсборка-2», принятым несколькими годами позже, автопроизводителям вменялось создание мощностей по выпуску 300-350 тыс. автомобилей с уровнем локализации не ниже 60%. Эти требования зафиксированы в соглашениях с АвтоВАЗом и альянсом Renault-Nissan, СП Ford-Sollers, Volkswagen- ГАЗ, а также американским автопроизводителем General Motors.

Сегодня истекают сроки действия всех соглашений о промсборке. Пора подвести итоги строительства нового автопрома на территории РФ. Но также нужно ответить на вопрос - как обновленная отрасль будет влиять на развитие производства и рынка автокомпонентов. 

 

transervice_04_2019_cmyk-21

 

Крупнейшие делают погоду

За истекший период в Российской Федерации появились заводы по выпуску иномарок. Их производственные мощности не так огромны по меркам мирового автопрома. Дело в том, что автопроизводители строили их согласно прогнозам и в расчете на местный авторынок, а также учитывались рынки стран ближнего зарубежья, где исторически отсутствовали производственные мощности по выпуску автомобилей, за исключением Украины и Республики Беларусь. Как правило, автопроизводители не возводили заводы-гиганты, а придерживались тактики рассредоточения мощностей и организации выпуска автомобилей на нескольких площадках. Например, немецкий Volkswagen построил «с нуля» собственный автосборочный завод в Калуге производственной мощностью 225 тыс. автомобилей в год. Вдобавок, Volkswagen Group работает в тандеме с Группой ГАЗ по контрактной сборке автомобилей марок Skoda и VW, используя производственные мощности нижегородской площадки (160 тыс. автомобилей в год). В целом же суммарная мощность «фольксвагеновского» производства в России превышает требуемые 350 тыс. авто в год.     

Таким образом, в результате на территории РФ появилось более двух десятков реализованных автосборочных проектов по выпуску легковых и легких коммерческих автомобилей. А с учетом и другой автомобильной техники таких проектов по выпуску иномарок насчитывается 29.

Самый крупный по объему инвестиций и созданным мощностям в процессе реконструкции проект реализован на крупнейшем сборочном комплексе страны – тольяттинском АвтоВАЗе. Здесь при полной паспортной загрузке может выпускаться в год 950 тысяч легковых автомобилей. Крупнейшей стала первая линия вазовского конвейера. Она также является и самой эффективной на АвтоВАЗе. При проектной мощности 350 тыс. автомобилей в год в прошлом году здесь собрано 188 тыс. автомобилей Lada (модели Largus и XRay), Renault (Logan, Sandero) и Nissan Almera (сегодня снята с производства). Загрузка составила 53%. Еще на 300 тысяч рассчитан отдельный цех, где ведется сборка модели Lada Granta всех типов и Datsun. Но в прошлом году выпущено 141 тыс автомобилей и загрузка оказалась ниже 47%. Вторая нитка главного конвейера демонтирована. А на третьей нитке конвейера АвтоВАЗ сегодня выпускает Lada 4x4. В целом же производственные мощности автомобильного гиганта в Тольятти загружены на 39%.

Следующий по паспортной мощности автомобильный проект – завод «Автотор» в Калининграде, рассчитанный на выпуск 300 тыс. автомобилей, где в прошлом году произведено чуть более 200 тыс. автомобилей, в основном корейских марок Hyundai и KIA, а также BMW и ряда китайских марок.

Паспортную мощность (230 тыс. автомобилей в год) завод «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» уже несколько лет подряд перекрывает большим количеством выпускаемых автомобилей. В прошлом году с конвейера предприятия сошло 246 тыс. авто, а годом ранее 235 тыс. Это предприятие рекордсмен российского автопрома по загрузке производства, составившей 107% в 2018 году.

 

zvbdfbdfb

 

Аналогичную мощность имеет компания «Лада Ижевск», где освоен выпуск флагмана модельной линейки АвтоВАЗа Lada Vesta.  С ижевского конвейера в прошлом году сошло 128 тыс. автомобилей (загрузка составила 56%).

На калужском заводе Volkswagen мощностью 225 тыс. машин в год выпущено 145 тыс автомобилей VW (Polo, Tiguan) и Skoda Rapid. Загрузка составила две трети мощностей.

Девять автосборочных предприятий, созданных в РФ в новейшее время, имеют производственные мощности более 100 тысяч машин в год. Наиболее крупные из них - «Рено Россия» в Москве (190 тыс. авто в год), цех легковых автомобилей ГАЗ в Нижнем Новгороде (160 тыс.), PCMA в Калуге (125 тыс.), Ford Sollers в Ленинградской области (125 тыс). Еще пять автосборочных заводов могут выпустить менее 100 тысяч авто в год.

Специалисты из АА «Автостат» подсчитали, что за весь прошлый год было произведено 1,24 млн единиц легковых иномарок. При этом половина из них (622 тыс.штук) была выпущена на трех предприятиях. Лидером по производству иномарок стал «Хёндэ Мануфактуринг Рус» с показателем 246 тыс. На втором месте калининградский «Автотор» с 203 тыс. автомобилей. А отечественный автогигант АвтоВАЗ выпустил 172,2 тыс. иномарок.   

Мы несколько расширили возможности использования статистики и представляем более подробную информацию о структуре выпуска автомобилей и производственных возможностях нового российского автопрома (диаграмма).

Действующие автосборочные заводы становятся ядром, на основе которого формируется локальный автомобильный кластер. Не будем сейчас перечислять сформированные и находящиеся в процессе становления такие автосборочно- автокомпонентные комплексы. Другой вопрос: какова перспектива развития автомобильной промышленности в РФ? 
Какие пути углубления и интесификации производства в кластерах? 

 

transervice_04_2019_cmyk-22

 

Футурология новых площадок

Несмотря на низкую загрузку существующих производственных мощностей (в целом ее оценивают по всей отрасли в 45%), ряд зарубежных автопроивзодителей до сих пор верят в российский авторынок. И несмотря на сложности, начинают строительство новых автомобильных заводов на территории РФ. Сегодня таких проектов три.

Удивляет, прежде всего, первый, китайский проект – новый автозавод Haval, который открыт в начале июня на территории Индустриального парка «Узловая» в Тульской области. Его сооружение началось осенью 2015 года, когда раскаты посткрымского кризиса уже давали о себе знать на авторынке. Тем не менее, китайский автопроизводитель не заморозил проект, а довел его до конца.

Завод Haval станет первым зарубежным предприятием полного цикла китайского бренда. Как сообщала пресс-служба «Хавейл Мотор рус», объем инвестиций в предприятие составил $500 млн. На первом этапе производственная мощность составит 80 тыс. автомобилей в год, а на втором планируется выйти на максимальную мощность - 150 тыс. автомобилей в год. Предприятие включает в себя цеха штамповки, сварки, окраски и сборки. Также в составе предприятия цех производства автокомпонентов. Завод Haval будет выпускать кроссоверы этой китайской марки.

Примечательно, что китайский автопроизводитель обратился в Правительство РФ по поводу заключения специнвестконтракта (СПИК). То есть он собирается работать на российском авторынке с инструментом государственной поддержки. Таким образом, начата экспансия китайского автопрома в РФ. 

Следующие два проекта, реализуемых в РФ, «возвращают» нас к условиям «промсборки-1», когда декларировался уровень производства не ниже 25 тыс. авто в год и наличие трех производственных процессов – сварка, окраска, сборка.

Бавария на Балтике

Баварский производитель автомобилей премиум-класса BMW готовится подписать специнвестконтракт, согласно которому в РФ будет построен автозавод, выгодный с точки зрения логистики. Для локализации выбрана площадка в поселке Храбово Калининградской области РФ.

 

Во-первых, доставка оборудования, а впоследствии и сборочных комплектов будет осуществляться удобным морским путем – по Балтике. Во-вторых, организовав производство в ОЭЗ «Храбово», баварскому автопроизводителю будут положены льготы сроком на шесть лет.

 

Планируемая мощность предприятия 35 тыс. автомобилей в год. Инвестиции  в автособорочный завод оцениваются в сумму около 270-290 млн евро. Напомним, что баварский автопроизводитель вынашивает планы строительства собственного автосборочного завода с 2013 года. По всей видимости, его вдохновил пример другого немецкого производителя автомобилей премиум-класса Mercedes-Benz, который построил такой же небольшой по мощности автозавод в Подмосковье. Вдобавок, BMW поджимает срок, в который необходимо попасть с заявкой на специнвестконтракт. Напомним, что Минпромторг принимает и рассматривает заявки до 1 июля текущего года, согласно указанию вице-премьера Дмитрия Козака. Кроме того, в Госдуме проходит чтение закон о СПИК-2, в котором требования к инвесторам более жесткие. 

Сегодня BMW выпускает свои автомобили на калининградском предприятии «Автотор», где производится практически вся линейка баварского автостроителя – седаны 3,5 и 7 series, а также практически вся линейка кроссоверов.

 

transervice_04_2019_cmyk-20

 

Подмосковные «мерсы»

Завод Mercedes–Benz в Подмосковье был открыт в начале апреля текущего года. Его основные характеристики позволяют сделать вывод, что выпускаемые здесь «мерседесы» не будут высоколокализованным продуктом. Заявленная численность персонала – 1000 сотрудников. Завод вместе со стоянкой готовой продукции будет занимать площадь 85 га в индустриальном парке Есипово на территории Солнечногорского района Московской области в 30 км от столицы. В строительство предприятия вложено порядка 250 млн евро. То есть примерно 18,3 млрд руб. по текущему курсу. Это все равно выше, чем граница, проведенная в законе о специнвестконтрактах (СПИК-1).  Комплектующие будут поступать из Европы, конкретно, из Германии. Оттуда контейнеры направляются на центральный склад в Санкт-Петербурге и далее в Подмосковье.

Есть основание полагать, что столь мягкие условия контракта обусловлены некоей имиджевой составляющей. В свою очередь, немецкому автопроизводителю Daimler не в первый раз запускать подобные небольшие по мощности и локализации автосборочные предприятия, предназначенные в основном для обхода пошлин и прочих искусственных барьеров доступа на местный авторынок.

 

Напомним, что локальные «мерседесы» выпускают в Бразилии, Индии, Индонезии, Таиланде, Малайзии и Вьетнаме. Это предприятия производственной мощностью от 4 до 25 тысяч автомобилей в год. А производственная гамма включает седаны от С-Klasse до флагманского S-klasse. Линейка российских «мерседесов» будет состоять из представительского седана Е-klasse и кроссоверов этой премиальной марки. Подмосковное предприятие, как заявляют представители немецкого концерна, будет поставлять автомобили на розничный рынок. Но одна из приоритетных целей – госзакупки, одним из условий которых, напомним, является лейбл «Сделано в России». Соответственно, теперь у подмосковных «мерседесов» есть шансы потеснить в гаражах государственных органов любого конкурента, даже такой «чиновничий» автомобиль, как Toyota Camry.

В локализации нашли компромисс

Давно ожидаемые решения о критериях государственной поддержки отрасли увидели свет в Постановлении Правительства РФ №661 от 25 мая 2019 г. Как пишется в преамбуле этого документа, цель принятых решений – повысить эффективность применения механизма локализации промышленных производств, дифференцировать предоставление господдержки на основе балльной системы оценки степени локализации автомобилестроительных заводов.

Подробный анализ данного судьбоносного документа, который, несомненно, повлияет на развитие отрасли отечественного автостроения, еще впереди. Тем не менее, документ стал объектом серьезной борьбы двух подходов, которые озвучивали чиновники двух министерств – Минпромторга РФ и Минэкономики.

 

Суть этих противоположных подходов в том, что чиновники Минэкономики предлагают одновременно пойти на уступки крупнейшим игрокам рынка и концернам с небольшими объемами выпуска. Они предлагали засчитывать локализацию по альянсам, что может помочь получить доступ к господдержке более низко локализованным игрокам за счет сильного партнера, как, например, АвтоВАЗ, который теперь работает в составе франко-японского альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Таким образом, констатируется, что избыточно предъявлять требования к производству всех комплектующих к каждому автоконцерну по отдельности. Речь идет о возможности исполнить обязательство в рамках альянса двумя путями: определить перечень компонентов, требования к которым могут быть предъявлены в рамках объединения автопроизводителей, либо напрямую указать, что все требования могут выполнены автопроизводителями в рамках альянса автопроизводителей.

 

Также чиновники Минэкономики посчитали, что небольшие производства (а это выше упомянутые заводы Mercedes–Benz и будущий BMW, а также ряд других предприятий) должны были получить более низкий порог доступа к госсубсидиям.

 

Теперь, после публикации Постановления №661, все вопросы сняты. Оно регламентирует Федеральным органам исполнительной власти при заключении специальных инвестиционных контрактов в сфере автомобилестроения после 1 июля 2019 г. исходить из того, что при производстве не менее чем 90 процентов колесных транспортных средств (автомобили легковые, легкие коммерческие автомобили, автомобили грузовые, автобусы) в течение любого календарного года из календарных лет действия специального инвестиционного контракта в сфере автомобилестроения должны выполняться на территории Российской Федерации технологические операции, в совокупности оцениваемые в количестве не менее 7000 баллов.  

 

СПИК инструмент третьего этапа индустриализации отрасли 

Легковой сегмент, модели дороже 1 млн руб.  

Альянс АвтоВАЗ-Renault-Nissan-Mitsubishi 

Сварка, окраска, сборка

+ обязательства по Постановлению 719 

Mercedes-Benz 

Volkswagen 

Toyota 

BMW 

Легковой сегмент, модели до 1 млн руб.  

 

Альянс АвтоВАЗ-Renault-Nissan-Mitsubishi 

Сварка, окраска, сборка

+ ДВС/гибрид/электродвигатель

+ КПП

+ системы управления 

Hyundai-KIA    

Volkswagen 

Коммерческий сегмент 

 

КАМАЗ-Daimler 

Сварка, окраска, сборка

+ ДВС/гибрид/электродвигатель

+ КПП

+ системы управления 

ГАЗ 

ISUZU-SOLLERS

УАЗ-Ford-SOLLERS

 

По данным МинпромторгаРФ