Авторизация
+79139857900

Автосервис по-итальянски

20 апреля 2017 в 15:43

Современная Италия – один из экономических локомотивов Европейского Союза. В стране очень хорошо развита автомобильная промышленность, а так-же смежные отрасли – родом из Италии несколько премиальных брендов автозапчастей и целая плеяда производителей высококачественного гаражного оборудования. Что и говорить, итальянцы умеют ценить хорошие автомобили и понимают толк в качественном автосервисе.

Несмотря на сравнительно небольшие размеры, Италия относится к одним из самых автомобильных держав не только в Европе, но и в мире. Об этом говорят следующие цифры: количество постоянно эксплуатируемых автомобилей в стране, по данным исследования Zepros (здесь и далее, если не указаны иные источники, будут приведены данные этого источника), составляет
31,8 млн автотранспортных средств. Парк коммерческих автомобилей – 1,63 млн ед. Эти цифры, как вы прекрасно видите, сопоставимы с российскими. Однако по очень важному параметру, который в России традиционно не используется, а в европейских исследованиях играет крайне важную роль для оценки и планирования, по плотности автопарка – как количеству автомобилей на квадратный километр – Италия занимает одно из первых мест в Европе с показателем 122,8, опережая, например, Францию (58,46) и Испанию (40,28). Для сравнения: в России – 2,48. В Германии – 122,97. То есть в этом плане Италия весьма схожа с Германией – пожалуй, все согласятся – автомобильным центром Старого Света. Хотя в странах Бенилюкса автоплотность еще выше – 188,97 автомобилей на кв. км.

А вот еще несколько знаковых параметров. Средний возраст итальянского автопарка 9,4 года, среднегодовой пробег – 12300 км. Наиболее популярные марки автотранспортных средств: FIAT, Volkswagen и Ford. Оборот в сегменте aftermarket – 12.5 млрд евро. В среднем владелец автомобиля тратит 390 евро на запчасти в год. Доля независимого рынка – 65%; на ОЕ приходится, соответственно – 35%.

 

Автосервис в Италии фото

 

 

Автосервис и сети 

В целом автомобильным сервисом в том или ином виде в Италии занимается 32 тыс. автосервисных станций. Из них независимых СТО – 19 тыс.; 13 тыс. – станции дилерских сетей автопроизводителя. Причем, в отличие от России, к ним относятся не только полнофункциональные дилерские центры, осуществляющие продажу автомобилей, запчастей и оказывающие услуги по ремонту и обслуживанию АТС, но и станции формата авторизованного сервиса (без продажи автотехники), коих в нашей стране практически нет.

Как и везде в Европе, в Италии очень сильно развиты сетевые структуры независимых СТО. На три из них – самых мощных – приходится более четверти рынка. Это сеть станций под эгидой GROUPAUTO  Italy (примерно 2500 СТО), сеть Bosch Auto Service (около 2000 СТО) и сеть Checkstar известного итальянского производителя автокомпонентов Magneti Marelli (1750 СТО). Так-же на рынке заметны сети других торгово-закупочных союзов и небольшие локальные объединения ремонтников.

Снабжение рынка автокомпонентами, аксессуарами, шинами и техническими жидкостями производит 3000 оптовиков, из которых крупнейшими являются трое: Rhiag, Ovam и Idir.

Развитие рынка послепродажного обслуживания 

Приведённые цифры позволяют лучше понять, в какой обстановке развивается рынок послепродажного обслуживания Италии и чем обусловлено его развитие. На протяжении многих лет дистрибуция запасных частей в Италии происходила по принципу территориальной эксклюзивности. То есть оптовики тихо мирно обрабатывали собственные «зоны влияния» и не искали счастья на территориях, негласно курируемых их конкурентами. Нечто подобное до недавнего времени происходило и в России – сибирские операторы не работали в Европейской части страны, ребята из Москвы и Питера фокусировались на Центральной России. Так же и в Италии – продавцы, скажем, из Венето или Ломбардии не стремились распространить свое влияние на Сицилию или Неаполь и наоборот. Однако за последнее десятилетие эта модель дистрибуции была фрагментирована, и в мире торговли автозапчастями произошли серьезные изменения. 

В целом эксперты констатируют, что на рынке сложилась такая ситуация: «Желая продавать везде, все наступают друг другу на пальцы и цены». То есть конкуренция обострилась, усиливаясь общемировыми тенденциями глобализации. Хотя она и остается в рамках (что само собой разумеется) так называемого Европейского законодательства о концентрации/конкуренции. Самый свежий пример: одобренное антимонопольным ведомством приобретение корпорацией LKQ за 1 млрд евро крупнейшего итальянского дистрибьютора Rhiag с оборотом в 782 млн евро и 3000 сотрудников (247 дистрибуционных точек в 10 странах мира; 100 тыс. специализированных клиентов). Этот шаг открывает возможности для LKQ для легкого выхода на рынки автокомпонентов Швейцарии, Центральной и Восточной Европы, где Rhiag уже присутствует.

В этой истории примечательно то, что она демонстрирует, как глобализационные процессы изменяют расстановку сил не только на рынке ЕС или Северной Америки, но и наших ближайших соседей. Вместе с Rhiag (а точнее, в его составе) к LKQ отошла и компания «ЭЛИТ-Украина» – крупный импортер и один из лидеров рынка запасных частей для легковых автомобилей и коммерческого транспорта в своей стране. То есть российскому профессиональному сообществу стоит всегда помнить о том, что за ним внимательно следят мощные мировые игроки, и уж если их прельстил украинский рынок, то российский для них наверняка представляется куда более лакомым кусочком. Может быть, это не так очевидно – в конце концов, LKQ отдал миллиард за Rhiag не для того лишь, что-бы прийти в Украину – но в любом случае в ряду факторов был и этот. А в России оборот куда крупнее, чем в Украине. Поэтому, занимаясь внутренними «междоусобицами», не забывайте – потратив силы на выяснение отношений между собой, вам их может просто не хватить против внешних вызовов.

В Италии сейчас этот процесс идет, кстати говоря, полным ходом. К итальянскому рынку автозапчастей проявляют интерес и другие значительные международные структуры, такие как InterCars и Wessels+Muller/Trost. Все это приводит к тому, что до недавнего прошлого в чистом виде семейный бизнес на автозапчастях становится крупным финансовым бизнесом с его обычным рабочим режимом, с рациональным использованием потоков, экономией на масштабе и стремлением к расширению. В целом, с точки зрения экономически, это, наверное, и неплохо, но однозначно такой процесс приводит к тому, что за бортом остаются как сами основатели этого «семейного бизнеса», так и многие из тех, кто был в него вовлечен, просто потому что их компетенции уже не хватает для полноценной и эффективной работы в рамках более громоздкой интернациональной бизнес-машины.  

 

Автосервис в Италии фото

 

 

Запасные части

Как итальянские коллеги противостоят данной тенденции? Их опыт может быть весьма поучительным для российских сервисников и оптовиков. Итак, развитие индустрии приводит к тому, что все четче формируются две модели дистрибуции. К первой относятся компании, специализирующиеся на быстро оборачивающихся деталях и расходниках, продуктах, продающихся в больших количествах (быстрый оборот, но низкая маржинальность), ко второй – структуры, берущие не широтой ассортимента, а глубиной. То, что они реализуют, продается не так быстро, но за счет как раз глубины ассортимента их маржинальность гораздо выше.  

Поэтому для выравнивания баланса и противодействия внешней экспансии после нескольких лет стагнации на рынке IAM в Италии возникают синергетические связи: например, местные дистрибьюторы Ovam (оборот 80 млн евро) и Idir (62 млн евро) в 2015 г. образовали совместное предприятие –
NSD – некую дистрибуционную платформу, ожидаемый оборот которой в 2018 г. должен составить 300 млн евро. Происходит концентрация региональных дистрибьюторов с целью либо освоения новых торговых территорий, либо рационализации их продуктовой линейки.

Причем этот процесс усиливается за счет улучшения качества клиентского сервиса. В частности уже упомянутый Idir повышает производительность труда персонала, эффективность внешних и внутренних бизнес-процессов. В результате силами всего 150 сотрудников удается обслуживать сеть из 4 000 клиентов, управляя товарным запасом в 120 тыс. артикулов. 98% онлайн-заказов отгружается в течение суток. Ежедневно обрабатывается
2 тыс. телефонных и 6 тыс. онлайн обращений клиентов, принимается 2500 онлайн-заказов, производится 850 отгрузок (около 25 тыс. артикулов).

Другие компании, чтобы сохранить свои позиции, присоединяются к авторитетным международным торгово-закупочным группам, но не поглощающим группам, а таким структурам, как например GROUPAUTO International, которые сохраняют независимость фирмы и дополняют ее возможности своими. Таким образом, так же возникает синергия, но уже в рамках гораздо большего количества участников. К GROUPAUTO Italy
в настоящий момент присоединилось 32 дистрибьютора. Это компании разных форматов и масштабов. С разной историей.

В частности,  B. L. M. на рынке автозапчастей уже полвека. Сегодня, помимо главного офиса в Мантуе, она имеет 5 филиалов, покрывая большую часть северной Италии и работая в провинциях Мантуя, Брешия, Верона, Больцано, Трентино, Модена, Парма, Пьяченца и Реджо-Эмилия. На складах – около 134 000 артикулов. Компания Pelatti, наоборот, имеет всего лишь чуть более 30000 артикулов на хранении. Ее можно отнести к приверженцам первой модели развития дистрибуции – небольшая глубина, но оперативная оборачиваемость. Для того чтобы полностью соответствовать выбранной схеме и эффективно удовлетворять потребности своих клиентов в Модене и Больнье доставка осуществляется силами собственного автопарка, состоящего из 10 фургонов.

Примеры можно приводить и дальше, но уже видно, что как раз комплексный подход, фактор объединения и усиления конкурентоспособности отдельных компаний за счет их участия в группе способствует их успешному развитию. Абсолютно то же самое справедливо и в отношении авторемонтных мастерских. Почти 90% независимых СТО принадлежит к той или иной сети: локальной или международной. Только в данном случае это объединение помогает им выживать в острейшей конкуренции не с экспатами, а с официальными дилерами. Своими же родными – итальянскими, но только авторизованными станциями, имеющими мощную поддержку в лице автопроизводителя.

В зависимости от бренда сети ежегодный взнос составляет от 1000 до 2000 евро. За эту сумму СТО получают идентификацию, рекламную, маркетинговую и техническую поддержку, тренинги и допобразование, выгодные цены на запчасти. Последнее особенно важно, поскольку 75% своей прибыли они получают от продажи автозапчастей и лишь 25% – на проведенных работах.

Стоимость нормо-часа варьируется от региона расположения СТО: от 25-35 евро на юге Италии до 40-45 на севере. Маржинальность работ в среднем небольшая – 10%-20%. Запчасти дают куда больше денег – 25%-30%. За счет этого удается предлагать персоналу привлекательную зарплату и избегать текучки кадров.

Онлайн-продажи запчастей 

Ну, и в заключение несколько слов об онлайн-продаже запчастей автовладельцам. В этом направлении Италия особого прогресса не добилась в сравнении даже не только с Россией, но и со своими ближайшими соседями. Так, на полуострове, по данным уважаемого и очень популярного в стране портала Autozona, онлайн-продажи запасных частей не достигают 5%, тогда как, например, во Франции они уже преодолели отметку в 20%. При том, что, как сообщает Autozona, средняя норма доходности составляет около 5% (для Европы это довольно хороший показатель).

Проведя репрезентативный опрос автовладельцев, аналитики Autozona выяснили, что 43% респондентов не покупают запчасти в интернете, потому что не уверены в том, что потом смогут найти достойных профессиональных авторемонтников, которые эти запчасти установят. 21% опрошенных малоинтересна экономия на онлайн-покупках, 17% испытывают недоверие в целом к подобной форме приобретения автозапчастей. Оставшиеся высказали другие причины в сумме набравшие 19%, но каждая из них не получала более 1%–2%. 

Вот так развивается автобизнес в Италии. И как видим, российским специалистам есть чему поучиться у итальянских коллег.  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.