Авторизация
+79139857900

Диагностика будущего

29 апреля 2018 в 09:05

Обычно первое, что вспоминают, когда заходит разговор о перспективных технологиях автомобильной диагностики, это возможность дистанционного считывания кодов ошибок посредством телематических устройств. Да, безусловно, данная функция имеет место быть (это отчасти возможно уже сейчас), и она обязательно будет развиваться, но только лишь ей одной дело не ограничивается. По большому счету сейчас в глобальном мире автомобильных технологий (самым непосредственным образом воздействующих на сегмент авторемонтной диагностики) происходит ни много ни мало своего рода настоящая информационная революция. Естественно, со всеми вытекающими последствиями: гражданской войной (конечно, в переносном смысле), разделами сфер влияния, борьбой за выживание и т. д. Соперничают, что не удивительно, как и прежде, два непримиримых лагеря – независимые СТО и автопроизводители.

Они уже более или менее справедливо (по крайней мере, законодательно и без взаимных претензий) поделили запчасти, брендинг, гарантийные и постгарантийные условия и прочие аспекты авторемонтного бизнеса, как тут с неимоверной силой заявила о себе Информация в самом широком значении этого слова. Действительно, сегодня информация определяет самые разные стороны нашей жизни, и автомобильной в том числе. Поэтому, кто владеет информацией – владеет рынком. А владеть им хотят и те и другие.

 

texa-epson-glasses(1)

 

Первыми удар нанесли, как водится, автопроизводители. Недолго поразмыслив, они заявили, что разъемы OBDII больше… не нужны. Современные технологии, по их глубокому убеждению, позволяют избавить автомобиль от такой, в общем, совершенно несуразной и тотально устаревшей безделицы. Всю необходимую для ремонта информацию (рабочие параметры, коды ошибок и т. д.) уже можно и гораздо целесообразнее (благодаря достаточному развитию телематических методик) напрямую пересылать на сервер производителя, откуда ее будут считывать официальные автодилеры. OBDII в этой схеме совершенно никчемное и абсолютно бесполезное звено – нелепый посредник, от которого пришло время отказаться.

Вместе с OBDII так же легко могут исчезнуть и фирменные порты – в мире современной высокоскоростной (и еще более скоростной в будущем) телематики физические разъемы только тормозят обмен данными, не облегчая, а усложняя труд специалистов по автомобильной диагностике. Достаточно лишь мгновенного импульса — и вся необходимая информация из блока управления конкретного автомобиля моментально переносится на сервер автопроизводителя. Еще один импульс – и она уже у дилера. Все происходит более чем моментально: не то что подключиться к OBDII, разъем вытащить из чехла не успеешь!

И для автовладельцев преимущества огромные – благодаря таким технологиям можно обеспечить контроль технического состояния автомобиля чуть ли не в реальном времени. Уже сегодня некоторые бренды предлагают подобные услуги. Вот, например, GM активно агитируют клиентов за свою систему расширенной диагностики OnStar: десятки обновлений программного обеспечения автомобиля в месяц и ежемесячный отчет о техническом состоянии машины каждому подключившемуся. А кроме того, внеочередные диагностические оповещения, если что-то неладно в системах транспортного средства, и заблаговременные оповещения о необходимости визита к дилеру. И все это только лишь из особой заботы о клиенте, чтобы он всегда был уверен в том, что его автомобиль исправен и готов к любым поездкам.

Подкупает? Конечно. GM-овцы уверяют, что в прошлом году OnStar ежемесячно рассылала до 6 млн обновлений и оповещений по машинам подключившихся владельцев автомобилей марок этого автомобилестроительного концерна. Причем за счет более точно рассчитанного (посредством анализа поступающих от блока управления данных) графика замены моторного масла каждый подключившийся сэкономил за год более 30 долларов.

Вот примерно такова, если не углубляться в подробности, логика автопроизводителей: OBDII в утиль, все данные на сервер, а пока законодательство требует размещать в автомобиле гребёнку OBDII — заглушать ее оригинальным телематическим донглом, который и будет пересылать информацию на сервер. Подход в целом понятный и по сути как нельзя лучше отражающий передовые тенденции развития автомобильной диагностики. Вопрос только в том, куда будет отсылаться и где будет храниться эта информация.

Вы наверняка прекрасно понимаете, если автопроизводители добьются для себя исключительного права использовать для подобных целей лишь собственные серверы и ограничат доступ на них, на независимом сегменте послепродажного обслуживания автотехники можно поставить жирный крест. Поэтому сейчас и идет ожесточенная борьба между двумя сегментами автобизнеса главным образом за место, нет, не под солнцем, а сбора данных (ну, получается, фактически «под солнцем»). IAM, в лице многочисленных профессиональных союзов и ассоциаций, представленных в том числе и производителями оборудования/запчастей, среди которых Bosch, Continental, Texa и проч., настаивает на том, что информация должна поступать на независимые серверы. Либо на серверы автопроизводителя, но автопроизводитель должен предоставлять к ней равный доступ всем участникам рынка, а не только своим авторизованным дилерам. IAM опирается на требования Европейского антимонопольного законодательства о свободной конкуренции и ранее достигнутые соглашения по BER.

 

txbgh

 

Автопроизводители же такой открытости противятся, со своей стороны традиционно взывая к обеспечению безопасности, конфиденциальности всеобъемлющего клиентского сервиса и прочим аспектам, на первый взгляд чрезвычайно важным, но запросто решаемым любым профессиональным провайдером. Чья правда перевесит в итоге — пока сложно сказать, но то, что процесс автомобильной диагностики уже в самом ближайшем будущем будет выстраиваться по описанной выше схеме, – однозначно. Физические разъемы – это действительно прошлый век, и в условиях телематической реальности они быстро уступят место более современным технологиям. Поэтому готовиться к грядущим переменам надо уже сейчас.

И что же мы тогда получим? Давайте отталкиваться от позитивного сценария развития событий – что доступ к информации есть у всех участников рынка. В этом случае взаимоотношения клиента и СТО выйдут без преувеличения на принципиально новый уровень. Диагностика перестанет быть диагностикой в привычном для нас сегодня смысле, как поиск причины сложной неисправности. Она расширит свой охват и будет лежать в основе чуть ли не каждого ремонтного воздействия. И да – главным образом она будет дистанционной.

Главная проблема современной автодиагностики (специалисты не дадут соврать) – интерпретация. Ты подключаешься к блоку управления, считываешь коды, получаешь ошибку какого-нибудь датчика (исполнительного механизма и т. д.) в виде сообщения, например, о «некорректном сигнале», но это совершенно не значит, что причина сбоев в работе автомобиля — неисправность именно данного датчика (исполнительного механизма и т. д.). Неправильный сигнал мог вызвать целый ряд причин, в котором состояние самого датчика лишь одна из многих. Поэтому, чтобы понять, в чем все-таки дело, надо проверить и некоторые другие параметры (узлы, компоненты, агрегаты и проч.) в зависимости от области анализа: насколько они верны, насколько они соответствуют нормативным/регламентным данным. Для этого измеряется значение напряжения, тока или сопротивления, или всего вместе. Возможно, снимаются параметры выхлопа или что-то еще. Но в любом случае для установления истины одного кода ошибки мало. Нужны определенные дополнительные сведения, на основе которых и будет сделан окончательный вывод о природе неисправности и способе ее устранения.

Этим, собственно, и занимаются настоящие специалисты в автомобильной диагностике сегодня. В этом-то и заключается их мастерство.

В дистанционной он-лайн диагностике будущего, совсем недалекого, их место запросто займет сервер. Как только на него поступит сообщение о конкретной ошибке, диагностическая программа, основываясь на имеющейся в ее распоряжении базе знаний, потребует проверить значения необходимых, по ее мнению, в данном случае параметров и вынесет вердикт. Тут же на ближайшую СТО или СТО, выбранную водителем, отправится запрос о возможности обслуживания автомобиля, список работ и запчастей. Конечно же, в зависимости от критичности проблемы поездка в мастерскую может быть отсрочена или же организована немедленно. Водитель сразу же будет знать, сколько времени займет ремонт и сколько он будет ему стоить. Причем с учетом всех скидок, бонусов, акций (при их наличии). Отчет об устранении поломки с подробным описанием отправится обратно на сервер.

То есть вся процедура обращения на СТО и устранения неисправностей из разряда спонтанно-случайной перейдет в четко спланированную и регламентированную. Какова механика такого процесса? Ну, смотрите сами. Хороший диагност, допустим, по скорости входного и выходного валов, а также CVI (Clutch Volume Index) в контексте присутствующих ошибок запросто определит, что происходит внутри коробки передач. Сделает он, это исходя из своих знаний и накопленного опыта. Диагностическая программа действует точно так же. У нее есть информация о том, каковы должны быть нормативные значения указанных параметров, у нее есть информация о коде ошибки, у нее есть опыт, полученный от сотен, а может быть, и сотен тысяч подобных или похожих ситуаций (это как раз те самые отчеты, которые отправляются на сервер по окончании выполнения работ). Далее простой компьютерный анализ, определенные вычисления и вуаля – готовый алгоритм устранения поломки вместе со всеми бонусами в виде запчастей, времени и проч.

 

texa-news-innovazione-epson-irlanda-g03

 

То есть для подавляющего большинства возникающих неисправностей диагност как таковой получается и не нужен. Самообучаемая программа – самообучаемость ее основное преимущество – способна не только заменить его, но и при этом сделать то, что диагност не делает – фактически составить заказ-наряд и подобрать запчасти. Таким образом, вместе с OBDII в «утиль» отправляются диагност, мастер-приемщик и запчастист.

Нет, нет, нет – заартачится удивлённый читатель, – как же так, как работать без всех этих сотрудников? А вот так – диагностика будущего изменит многое! Она в корне трансформирует привычную для нас схему не только поиска поломок автомобиля, но и системы организации авторемонтного бизнеса. Это как раз то, что мы имели в виду, когда писали выше о расширении ее охвата.

Впрочем, наверняка, останутся какие-то особо сложные неполадки – мизерное количество исключений из правил, – требующие участия человека и именно человеческих навыков. Для таких исключений, несомненно, будет предложено отдельное решение за рамками общего алгоритма. В принципе, его и сейчас не сложно придумать, оно уже почти есть – специалисты высшей пробы, которых все знают без всякой рекламы и к которым обращаются, когда уже, кажется нет никакого выхода. В будущем эти специалисты никуда не денутся, они продолжат свою деятельность, потому что смогут справляться с самыми тупиковыми поломками. Но они останутся исключительно благодаря своей высочайшей компетенции в подобных вопросах.

Такой же компетенции, но в своих сферах, не смогут достичь ни мастер-приемщик, ни запчастист. В их сферах просто не существует ничего подобного. Запчастист – сугубо механическая работа, очень ответственная, безусловно, но механическая. Компьютер сможет подбирать запчасти не хуже, а может быть, даже и лучше – лишенный пресловутого «человеческого фактора», он будет допускать на порядок меньше ошибок.

Ну, а что касается мастера-приемщика…. Да, функционал мастера-приемщика позволяет повышать средний чек, убеждать клиента выполнить дополнительные работы и т. д., но в условиях, когда любая неисправность тут же обнаруживается системой управления и диагностики автотранспортного средства, потребность в дополнительном убеждении провести ремонт сама собой отпадает. В конце концов, можно устроить так, что машина просто не заведется, если все неисправности не будут устранены к определенному сроку. Это будет самой лучшей мотивацией – лучше любого, даже самого красноречивого мастера-приемщика.

И даже в случае не внезапной поломки, а регламентного ТО ни мастер-приемщик, ни запчастист не понадобятся. Останется некий администратор, принимающий клиентов в холле СТО, передающий бумаги, может быть, что-то объясняющий, но не подбирающий запчасти и не принимающий автомобиль. Вся приемка под камерами, запчасти для ТО известны, блок управления машиной сам знает, какое у него по очереди ТО, какие расходники и детали нужны – вся эта информация загодя передана на сервер, а сервер ее передал на СТО, которое предварительно было согласовано с автовладельцем, как и время визита.

То есть и запись в ее нынешнем виде исчезнет. Компьютеры сами будут договариваться между собой, лишь предлагая человеку выбрать наиболее приемлемые для него дни и часы посещения автомастерской, исходя из ее загрузки и неотложности решения имеющейся задачи. Или предложат обратиться на другую станцию. И никаких «своих мастеров», никаких «по блату» и прочих манипуляций-махинаций. Все честно и предельно прозрачно.  

 

texa-news-innovazione-epson-irlanda-g05

 

Наверное, это будет скучнее, чем сейчас, когда поездка на СТО для автовладельца превращается если не в дело всей жизни, то уж точно в довольно занятное приключение. Но наверняка исчезнут все злоупотребления, все проблемы, над которыми мы сегодня ломаем голову: учет запчастей, подбор и доставка, воровство персонала, складской запас и т. д. – все, повторимся, честно и предельно прозрачно. Поэтому трудиться станет гораздо проще – и механикам, и управленцам.

А что произойдет с оборудованием, – спрашиваете вы с подозрением? Нет, оборудование никуда не исчезнет, но оно преобразится. За все, конечно, не скажем, но диагностическое узнать будет невозможно. Самые разительные перемены уже в самом ближайшем будущем ждут пользовательские интерфейсы – дополненная и смешанная реальности вытеснят привычные картинки и инструкции.

Несколько лет назад компания Volkswagen совместно с Metaio уже представила первую работающую мобильную систему технической поддержки, использующую технологию дополненной реальности – MARTA (Mobile Augmented Reality Technical Assistance).  Начиналась она просто с ярких картинок: можно было подвести планшет с установленной на нем системой к автомобилю —
и на планшете высвечивалось оснащение автомобиля, скрытое под кузовом. Программа была своего рода интерактивной инструкцией к моделям.

Постепенно модернизируясь, MARTA обрастала новым функционалом. Сегодня программа способна не только видеть и показывать, но и понимать – на экране отображается соответствующая анимация, демонстрирующая, каким образом следует выполнить каждую отдельную операцию. Ну, например, нужно вам поменять датчик (который вы никогда не меняли), спрятанный где-то глубоко в моторном отсеке, под кучей проводов и различных агрегатов. Сегодня для этого нужно найти соответствующую инструкцию, изучить ее и с инструкцией наперевес приступить к работе, регулярно обращаясь к ее пунктам в процессе работы.

MARTA же после постановки задачи автоматически выдает необходимые инструкции и руководства. Вы наводите планшет (точнее – камеру планшета) на моторный отсек, и система показывает в анимированном виде, где находится датчик, как до него добраться, как его демонтировать. Если для того, чтобы получить доступ к искомой детали, нужно снять какие-то другие, – она покажет и их, укажет, каким инструментом надо воспользоваться, какие моменты приложить во время затяжки на этапе монтажа, снабдит всей справочной информацией и т. д.

Система MARTA имеет еще одну полезную  функцию – диагностика изменений. С помощью камеры она записывает перечисленные элементы ремонта, и система сравнивает их со схемой, находящейся в базе данных, и оценивает, были ли задания выполнены правильно, или требуются дополнительные действия.

В автодиагностике (пока еще мы не обращаемся на серверы) MARTA так же сильна. Она подсказывает методику поиска неисправности, выводит нормативные значения измеряемых параметров, сравнивает их с реальными, делает закономерные выводы.

Подобные системы разрабатываются и другими автопроизводителями – Hyundai, Toyota, Ford и проч. Правда, пока сроки их серийного выпуска не анонсируются, но, как сообщают представители этих автопроизводителей, дело уже близится к развязке, поскольку опытные образцы демонстрируют свою полную пригодность к массовому использованию на рабочих местах в СТО и мастерских. 

   Bosch так же заявил о создании Общей платформы дополненной реальности (САRР – Common Augmented Reality Platform) для СТО. Она может работать с уже существующими базами данных и использовать подходящую информацию для приложений дополненной реальности. Кроме текстовых описаний, в приложения также можно интегрировать видео, изображения, голосовые сообщения, трехмерные изображения, коммутационные схемы, технические чертежи. Это позволит получить сведения, которые обычно содержатся в пояснительных текстах и инструкциях, справочниках и коммутационных схемах. Могут быть представлены вспомогательные фотографии и трехмерные изображения объектов. Даже скрытые компоненты и кабельные жгуты могут быть показаны системой, что очень ценно для автомобильной мехатроники. Кроме того, отображаются необходимые специальные инструменты и пошаговые инструкции. Такие технологии позволяют ускорить рабочий процесс и одновременно улучшить сервис и качество ремонта. Их можно применять также при обучении, на различных тренингах и при продажах.

Чтобы получить доступ к мультимедийной информации, пользователю достаточно навести камеру своего планшета на соответствующую зону/агрегат в автомобиле.

Когда речь заходит об автомобильной мехатронике, становится все сложнее находить нужные сведения для решения конкретных задач. Разработчики компании Bosch уверены: вспомогательные данные, которые можно получить с помощью дополненной реальности, это следующий шаг к новому уровню сервиса, предоставляемого высокими технологиями. Имея возможность получения необходимой информации в режиме реального времени, специалист гораздо быстрее и точнее может определить и решить проблему, что дает дополнительные преимущества для клиента.

Инженеры TEXA посчитали, что планшет, конечно, хорошо, но лучше все-таки освободить руки механика/диагноста, и потому в сотрудничестве с Epson Italia создала очки дополненной реальности – Head Mounted Display, предназначенные для механиков СТО. Используя очки – бинокулярные очки с прозрачными линзами – и не занимая руки диагностическим прибором, проще оперировать в маленьком, стесненном пространстве, например, под капотом, в багажном отделении или под днищем.

Для этих очков было создано специальное приложение, позволяющее сотруднику ремзоны смотреть на объект своей работы по-новому. Тестирование датчиков, коммуникация и измерения с помощью прибора TEXA происходят простым и удобным способом – специалист СТО может выполнять регулировки, работая руками, и одновременно видеть информацию, предоставляемую диагностическим программным обеспечением IDC4 TEXA. Отпадает необходимость и в поворотах головы, чтобы посмотреть на монитор стационарного компьютера.

Из-за использования новых технологий и все большего количества электроники в автомобилях, применение очков, транслирующих всю необходимую информацию (справочные данные, текстовые и видео фрагменты, схемы и т. д.), снижает риск ошибки. Кроме того, их применение повышает безопасность выполнения сложных операций – каждый критичный момент сопровождается сигналом, который проецируется посредством очков, например, рядом с компонентами под высоким напряжением.

По пути «очков» идет и BMW с MINI. Изначально ими были предложены особые шлемы дополненной реальности, но в шлемах работать довольно трудно, поэтому в итоге развитие получила технология так же бинокулярных очков с прозрачными линзами. Впрочем, баварцы пытаются дополнить их еще и манипуляторами. Насколько те необходимы – сложно сказать. Пока свои тестовые образцы немецкие инженеры не представляли широкой общественности.

Одним словом, перемены нас ждут разительные. Уже очень и очень скоро в цехах многочисленных СТО привычные компьютеры и планшеты сменят диковинные очки с чрезвычайно обширными возможностями. Придется быть более аккуратными – очки более хрупкие, чем ноутбук или lap-top, но гораздо функциональнее, поскольку открывают перед механиками и диагностами волшебный мир дополненной/смешанной реальности. И да, чуть не забыли: и самой профессии механика скоро не будет! Ее уже практически не осталось в Европе, очередь за Россией: до свидания механики, здравствуйте, мехатроники!

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.