+79139857900

Мир автомобиля в цифрах

15 июля 2019 в 12:03

Публикации средств массовой информации о динамике автомобильного рынка часто не дают всей картины отечественного автомобильного мира и несколько искажают  целостное восприятие. В результате за кадром остается много только нюансов, но и важных характеристик, которые в свою очередь определяют причины поведения автомобилистов. Наш материал постарается раскрыть, что обычно ускользает от анализа, и какие характеристики важны для оценки работниками автосервисной сферы.  

 

Автомобиль - это самый массовый инструмент для обеспечения мобильности горожан, да, пожалуй, не будет преувеличением сказать и всего человечества. Несмотря на появление новых инструментов коммуникаций, роль, значение, влияние на повседневную жизнь автомобиля не снижается. Мировой транспортный гуру, отраслевой ученый американец Вукан Вучик в своих работах отмечает: «Легковой автомобиль с его уникальной способностью обеспечивать превосходную личную мобильность – фундаментальный элемент нашей цивилизации. Доступность владения и пользования автомобилем – важнейшее преимущество и важнейший элемент наших жизненных стандартов».

У мира автомобиля блестящее будущее и интересное прошлое. При этом наши представления об автомобиле с течением времени изменяются. Вот простой пример. Еще совсем недавно Россию называли «страной седанов». Источник такого утверждения – это  отголосок доминирования некогда популярных моделей советского автомобилестроения, когда, начиная с ГАЗ-21 «Волга», а затем и классических «Жигулей», сформировали образ «седанолюбия», который до сих пор живуч. Однако у российских автомобилистов происходят определенные трансформации спроса, и статистика фиксирует их.

За последние 12 лет россияне перестали «любить» трехобъемные седаны. По данным АА «Автостат», свой выбор на автомобилях с этим кузовом останавливают выбор менее трети (30%) российских покупателей. Еще в прошлом десятилетии (2007 год) таких было почти половина (47%). При этом российский автолюбитель в своем выборе транспортных средств не стал похож на европейского коллегу, который, как известно, предпочитает такой практичный тип кузова автомобиля как хэтчбек. Интерес к хэтчбекам у нас также снизился, как и к седанам. На них останавливают выбор меньше, чем 12 лет назад. Тогда в прошлом десятилетии каждый четвертый новый автомобиль в России приходился на практичный хэтчбек, теперь таких покупателей 15% (каждый седьмой).  Россияне переключились на кроссоверы и внедорожники (сегмент SUV). Как сообщил АА «Автостат», если в 2007 году доля таких машин в структуре авторынка была всего 17%, то в текущем году она увеличилась в 2,5 раза и составила 43% (диаграмма 1).

 

transervice_05_2019-37

 

Автодрим и реальность 

В мае аналитическим агентством «Автостат» совместно с издательством «За рулем» провели опрос «Что россияне думают о своих автомобилях», в ходе которого организаторы выясняли, насколько мечты российских автовладельцев об автомобилях совпадают или расходятся с реальностью. Так, более 40% признали, что, хотя их автомобиль, на котором они ездят, далек от мечты и совершенства, но он их устраивает. Почти каждый шестой (17,9%) подтвердил, что ездит не на автомобиле мечты по причине нехватки денег, а практически каждый девятый (11,7%) согласился: «Пусть не мечта, но ездить можно». Более 7% относятся к автомобилю нейтрально, считая его средством передвижения. Оставшиеся 5% указали, что не владеют автомобилем мечты по простой причине потому что такие автомобили уже не выпускают.

Цифры и сравнения 

В Российской Федерации насчитывалось на начало текущего года 43,5 млн легковых автомобилей. Из них в собственности физических лиц находилось 41,8 млн штук. Кроме того, из 4,1 млн легковых коммерческих автомобилей (сегмент LCV) 3,1 млн принадлежали физическим лицам. Таким образом, суммарно в собственности россиян числились 44,9 млн автомобилей.

Если это количество поделить на число граждан РФ, то получится, что на 1000 россиян приходится 310 автомобилей. По европейским меркам это мало, и сравнимо с такими странами как Румыния (329 авто на 1000). Если же сравнивать автомобилизацию «Большой» Европы, то в среднем в странах Старого континента на каждую тысячу жителей приходится 587 автомобилей. При этом «вилка» обеспеченности слишком значительна – от 740 авто на 1000 человек в Люксембурге до упоминаемой выше Румынии (329). Показатель обеспеченности в ФРГ составляет 610 автомобилей на 1000 жителей, во Франции – 590, в Великобритании – 544, в Испании – 611, а в Италии достигает 707. Таким образом, отставание РФ по данному показателю практически двукратное (диаграмма 2).

С одной стороны, российский автопарк имеет все возможности для дальнейшего роста. Но с другой стороны, как показывает новейшая история развития российского авторынка, постоянные «нырки» в кризисы различной продолжительности не дают реализоваться позитивному сценарию поступательного развития рынка и динамичного увеличения численности автопарка.

И это влияет на ряд других показателей. В частности, за пять прошедших лет, которые пришлись на кризис, вызванный санкциями и внешнеполитическим давлением, на отечественном авторынке произошли такие знаковые изменения, как сокращение модельного ряда. Официально в текущем году в дилерских центрах было представлено 275 моделей новых легковых автомобилей 48 марок. И это на треть меньше, чем в 2014 году (перед началом кризиса). Тогда в салонах официальных дилеров насчитывалась 401 модель, это стало итогом роста предложения в период с 2011 по 2014 гг. Тогда российский рынок демонстрировал рекордные объемы продаж новых автомобилей. Сегодняшний показатель (275 моделей на отечественном рынке) сравним лишь с показателем 2005 года. Сегодня автопроизводители не выводят на российский рынок большинство новых моделей по экономическим соображениям. Высоки затраты на сертификацию, а объемы продаж могут оказаться минимальными. В результате сокращается импорт, на который приходится по данным АА «Автостат» 15% местного авторынка. Также выпускать на сборочных заводах в России широкую модельную линейку нецелесообразно, потому что поставщикам не интересны малые объемы. Поэтому сегодня модельные ряды большинства автопроизводителей, работающих в РФ, оптимизированы и идет лишь плановая замена старых моделей на новые.     

На чем ездят россияне? 

Из вышеупомянутых 43,5 млн легковых автомобилей две трети приходится на иномарки, несмотря на то, что самой распространенной в РФ является отечественная марка Lada. На иномарки приходится 62% автопарка. А вот на отечественную марку Lada приходится 32%, или в абсолютном выражении почти 14 млн транспортных средств с ладьей на радиаторной решетке. Второе место в гаражах россиян прочно заняла  японская Toyota (3,8 млн автомобилей или 8,7% автопарка). При этом чуть более половины автомобилей этой марки из страны восходящего солнца имеет правое расположение руля (50,5%), они зарегистрированы в основном на Дальнем Востоке и Сибири. Третью строчку в списке отечественного автопарка занимает Nissan – 2,07 млн автомобилей, из которых только четверть с правым рулем (526 тыс. штук). Примерно такая же численность автомобилей корейских марок – Hyundai (2,05 млн штук) и KIA (1,9 млн штук). В то же самое время, следует отметить, парк корейских брендов существенно моложе, в сравнении с отечественной Lada и двумя японскими марками.       

Также в десятку самых распространенных марок отечественного автопарка входят  Renault (1,8 млн шт.), Chevrolet (1,66 млн шт.), Volkswagen (1,61 млн шт.), Ford (1,39 млн шт.) и Mitsubishi (1,17 млн шт). В целом, в российском автопарке насчитывается более 100 марок автомобилей (диаграмма 3).  

Если анализировать отдельно по городам, то больше всего иномарок в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. И не потому, что автопарки этих городов в абсолютном исчислении являются самыми крупными в стране. В них иномарки занимают более 80% местного парка. Напомним, в среднем в стране доля иномарок составляет 62%, а в городах-миллионниках этот показатель выше. Только в одной Самаре показатель чуть ниже (59,4%), а в Волгограде и Воронеже примерно такой же, как в среднем по стране. В большинстве российских городов-миллионников доля иномарок находится в пределе 67-70%.

Впрочем, парки городов-миллионников страны в абсолютной численности весьма разные. В Москве, к примеру, зарегистрировано 3,7 млн легковых автомобилей, в Санкт-Петербурге -1,75 млн. Следующий по численности автопарка город – Екатеринбург (462 тыс. штук), затем Новосибирск (445 тыс. штук) и замыкает первую пятерку Самара (394 тыс.).

Вторая пятерка российских миллионников выглядит так: Казань (374 тыс. штук), Нижний Новгород (361 тыс. штук), Краснодар (341 тыс. штук), Челябинск (331 тыс.) и Воронеж (330 тыс.). Остальные города-миллионники находятся в третьей пятерке, исключение только составляют Волгоград (264 тыс.) и Пермь (225 тыс.), которые соотвественно занимают 16 и 18 места в списке автопарков крупных городов страны. Примечательно, что автопарк Владивостока (264 тыс.), которому еще очень далеко до планки в 1 млн жителей, превысил по численности парки этих двух городов-миллионников. Это связано с тем, что город длительное время выполнял функцию перевалочной базы ввоза в страну праворульных иномарок из Японии. Отсюда и наиболее высокий показатель обеспеченности автомобилями населения этого восточного города-порта.        

Анклав ездит на старье 

Если же анализировать структуру автопарка не только Владивостока, как столицы Дальневосточного округа, но и всего этого уникального региона, то обнаружится весьма своеобразная структура. Всего в Дальневосточной федеральном круге насчитывается около 2,5 млн легковых автомобилей. Более 68% от этого количества составляют праворульные автомобили, соответственно каждый третий автомобиль – с левым рулем. Специалисты АА «Автостат» составили рейтинг наиболее популярных автомобилей в автопарке ДВО. Парк оказался весьма специфический. Возглавила рейтинг самых популярных дальневосточных автомобилей Toyota Corolla (161,7 тыс.штук), при этом 94% всех «королл» имеют правое расположение руля. А второе место с отставанием практически в 100 тыс.единиц занимает отечественный седан Lada 2106 (66,8 тыс.шт.). Отметим, что практически половина этих автомобилей (51%) была выпущена до 1992 года, то есть еще в СССР. На третей позиции находится праворульный Toyota Mark (58,3 тыс.штук), на четвертой – Toyota Corona (55,9 тыс.штук, из них 95% с правым рулем). И замыкает первую пятерку Lada 4x4 (53,5 тыс. штук). Во вторую пятерку дальневосточного парка вошли четыре модели Toyota (Carina, Camry, Crown, Caldina) и… отечественный «Москвич». При этом автомобили Toyota Crown и Caldina имеют только праворульные версии. Фактически по представленному списку можно понять, что автопарк этого региона самый старый в стране. Но есть и другая сторона этой дальневосточной особенности: на рынке здесь продаются наиболее мощные автомобили – средний показатель мощности составил 178 л.с.   

 

transervice_05_2019_smyk-37

 

Мощный
и «дооснащеный»
 

Если же рассматривать мощностной аспект, то соотечественники за прошедшие 10 лет стали покупать более мощные автомобили. Десять лет назад на долю автомобилей свыше 100 л.с. приходилось чуть более половины российского рынка новых автомобилей (52%). А вот по итогам первых пяти месяцев 2019 года уже 81% новых машин оснащаются двигателями свыше 100 л.с. Последнее десятилетие планомерно росла мощность агрегатов в моторных отсеках приобретаемых легковых автомобилей. Так, если в 2008 году средневзвешенное значение мощности составляло 116 л.с., то в текущем году оно повысилось до 139 л.с., рост составил 20%. При этом не сильно изменился литраж двигателей. Десять лет назад средний объем мотора нового автомобиля составлял 1,8 л, сегодня этот показатель 1,9 л. Это свидетельствует о том, что автопроизводители выжимают из «условного литра» большую мощность.    

Впрочем, приобретение автомобиля в автосалоне не заканчивается выбором выставочного образца или просто автомобиля со склада или автостоянки. Как правило, предусмотрительный автомобилист доукомплектовывает своего «железного коня». В ходе следующего опроса, который провели специалисты АА «Автостат», участники высказались о самых популярных автоаксессуарах, которыми, как правило, дооснащают свое новое авто. Как оказалось, на первом месте видеорегистратор (65,6%). Следом, вторым и третьим по популярности – чехлы для сидений (48,6%), а также освежитель воздуха (48.4%). Также популярен компрессор (47%). А вот радар-детектор предпочли выбрать менее трети опрошенных автолюбителей (30,8%). Рейлинги на крыше выбирают 28% участников опроса, Еще 27% дооснощают свою покупку дефлекторами. Примечательно, что в прошлогоднем аналогичном опросе такие позиции как чехлы для сидений, радар-детектор, пылесос занимали меньше всего отечественных автомобилистов. В этом году пропала такая позиция как «набор инструмента». Это должно радовать руководителей станций технического обслуживания автомобилей.

Еще руководителей предприятий сервисного сегмента должны радовать увеличение пробегов автомобилей. Так, наибольший пробег у таких марок автомобилей как Skoda (20 700 км) Volkswagen (19 400 км), далее с уменьшением Volvo (19 400 км), Ford (18 800 км), Hyundai (17 900 км), Lada (17 900 км). Это средние оценочные показатели.

Но стоит отметить и такой факт: на формирование будущего парка автомобилей в РФ оказывают влияние сегодняшние тенденции авторынка. А на рынке происходят такие явления как концентрация. Сегодня 10 лидирующих моделей покрывают 40% российского авторынка. Если к ним добавить еще четыре следующие по популярности автомобиля, то в целом на 14 моделей приходится половина отечественного авторынка. Следовательно, на оставшиеся две с половиной сотни моделей – другая половина отечественного авторынка. Список первой десятки, на которые приходится две пятых рынка, хорошо известен. Он каждый месяц публикуется Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ). В целом, статистика автомобильного рынка выявляет его активное развитие.  

 

 

transervice_05_2019_smyk-38

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

АВТОЭВОЛЮЦИЯ: взгляд в будущее

В Калуге прошел юбилейный десятый Международный форум по развитию автомобилестроения...

30 ноя 2019 в 20:37

Подробнее >
Photo

Перед началом новых испытаний

Новейшая история российского автомобильного рынка насчитывает несколько ...

30 ноя 2019 в 19:47

Подробнее >
Photo

Международный автомобильный форум: будущее на пороге

Повестка и деловая программа прошедшего в Москве международного автомобильного...

31 окт 2019 в 14:15

Подробнее >