Телеграм-чат для руководителей, коммуникационные поединки для сотрудников, мобильное приложение для клиентов, тайные покупатели для контроля процесса и корпоративный блог, разбирающий вопросы мотивации и кросс-продаж – все это элементы стратегии сети FIT SERVICE, уже открывшей по франшизе свыше 140 автосервисов и собирающейся через два года довести их число до 500 не только в России, но и странах СНГ. Так, до конца года первый FIT SERVICE откроется в Казахстане.
Автосервисы — та сфера бизнеса, в которой долгое время будто закрывали глаза на существование среднего класса. С одной стороны — станции техобслуживания официальных дилеров с обязательной наценкой за бренд, с другой — гаражи на задворках с запчастями “по знакомству”. Промежуточный вариант — с гарантией, официальными поставками, полным спектром услуг и адекватными ценами — еще 15 лет назад казался скучным и нерентабельным по сравнению с моделью “Бери по максимуму, а завтра не наступит никогда”. Хотя в перспективе именно он и оправдывает себя: именно постоянные клиенты-автовладельцы, которые регулярно проходят ТО и время от времени нуждаются в услугах ремонта, обеспечивают постоянный и неуклонно растущий уровень дохода. Разумеется, если не принимать их уровень лояльности как должное — и бороться за него.
Испытательным полигоном стала Сибирь: в начале 2000-х ROSSKO, крупнейший в России дистрибьютор запчастей, столкнулся с падением прямых продаж. Формат расположенных буквально на каждом шагу магазинов автозапчастей, очевидно, уходил в прошлое: клиентам все меньше хотелось рыскать по городу в поисках нужной детали, а затем везти ее знакомым мастерам. Автовладельцы, число которых на волне экономического подъема росло, транслировали запрос на разумную экономию времени, сил и денег — иными словами, на сервисные станции полного цикла.
Откликнувшись на эту потребность, ROSSKO запустил собственную сеть сервисных станций FIT SERVICE. Отлаживание системы стандартов, внедрение CRM-программ, прокачка колл-центров — к 2013-му в активе FIT SERVICE было пять лет опыта и бизнес-показатели, благодаря которым стало возможным развитие по модели франчайзинга. Впрочем, руководство компании установило жесткие требования к соискателям — любая станция FIT SERVICE обязана работать по единым стандартам головной компании. Отбор за эти пять лет прошли 300 сервисных центров, половина из которых уже открыта, остальные откроются в самое ближайшее время. Это сделало франшизу крупнейшей из российских в этой сфере. Это подтверждают и крупнейшие рейтинги франшиз в России. Франшиза FIT SERVICE вошла в ТОП-5 самых выгодных франшиз по версии Forbes, а крупнейший портал BeBoss признал ее самой лучшей франшизой в сфере автосервисов.
«Человек, кто сейчас сидит за рулем автомобиля, сильно отличается от того, кто сидел за рулем 20 лет назад. Всё, что он хочет знать об автомобиле, — это как его завести и поехать», — без обиняков пишет Данил Соловьев в корпоративном блоге FIT SERVICE, начиная разговор об автоматизации. Это данность 2018 года, и на стороне клиента играют программа лояльности, а также фирменное мобильное приложение для iOs и Android.
Мобильное приложение позволяет клиенту в один клик записаться на сервис, выбрав ближайшую к нему станцию, удобное время и необходимую услугу. Помимо возможности онлайн записи для клиентов были разработаны дополнительные полезные сервисы: онлайн сервисная книжка с историей обслуживания авто, личный кабинет с невыполненными рекомендациями, вызов эвакуатора из мобильного приложения FIT SERVICE, а также система напоминаний о проведении требуемых по пробегу работ.
Партнеры, присоединяющиеся по франшизе FIT SERVICE, априори имеют те преимущества, которых лишены одиночные независимые автосервисы или на создание которых могут уйти годы и миллионы рублей. К таковым можно отнести собственную систему автоматизации - уникальное программное обеспечение, отвечающее всем требованиям современного автосервиса. Включает в себя: планировщик, интерфейс клиента, единую автоматизированную базу, складской учет с автоматическим заказом необходимых товаров, чат ботов для каждой стации с ежедневыми отчетами работы автосервиса.
Единые стандарты — централизованная система обучения, по-другому это работать не может. Так, открытые в 2014 году собственные центры обучения в Новосибирске, а позже во Владивостоке и Москве — FIT LAB — дали возможность самостоятельно обучать персонал, решив таким образом кадровый голод, характерный для данной отрасли. В России аналогов этому образовательному хабу нет. Автоцентры и автодилеры отправляют на курсы механиков, электриков, мастеров-приемщиков и руководителей со всей страны, и ежегодно сертификаты получают 600 с лишним специалистов. Сотрудникам FIT SERVICE базовое обучение и повышение квалификации достаются бесплатно.
Но даже с учетом образовательных программ, франшиза FIT SERVICE остается серьезным экзаменом на способность вести бизнес по высоким стандартам. Отбор жесткий, контроль постоянный (в том числе при помощи тайных покупателей) — но и отдача впечатляющая. Так что к концу 2018-го, по словам Данила Соловьева, число станций FIT SERVICE планируют довести до 230, а в плане на 2020 год минимум 500 центров по всей России и 3% от общего рынка автосервисных услуг страны. Амбициозно? Да. Реально? Вполне.