+79139857900

Как Lada Priora 2.0 не перешла дорогу автомобилю, ставшего бестселлером российского авторынка

26 ноября 2023 в 15:28

А кто-нибудь сейчас вспомнит, что на платформе Lada B/C (Vesta) в уже далеком 2015 году, японцы из Nissan планировали выпускать автомобили Datsun в РФ? А чуть позже появилась идея, что новое поколение Logan может взять за основу именно эту российскую платформу, которая оказалась очень удачной в коммерческом плане, а по ряду характеристик не уступала зарубежным конкурентам Renault.

В 2016 году руководитель альянса Renault-Nissan Карлос Гон во время поездки в Россию высоко оценил проект Vesta и даже пообещал прислать группу французских специалистов для того, чтобы разобраться, какой потенциал платформы Lada B/C.

Напомним, что это был период, когда российский АвтоВАЗ начал активно интегрироваться с альянсом Renault-Nissan. В частности, российское предприятие в 2008 году приобрело у Renault за 220 млн евро лицензию на право выпуска автомобилей на платформе В0. Речь, конечно, об универсале Lada Largus (проект R90/F90) и Sandero (BM-Hatch), который затем станет Lada XRay. Сумма в 220 млн распределилась так: 120 млн за платформу и 100 млн за двигатели. Примечательно, что сразу после назначения руководителем шведа Бу Андерссона он в 2014 году выторговал у французов право на самостоятельную корректировку этих автомобилей.

веста_платформа_2

А история платформы начиналась так. Уязвленные планом перевода Lada Priora 2.0 на французское шасси В0 тольяттинские инженеры под началом Евгения Шмелева (ныне первый вице-президент АвтоВАЗа), Сергея Курдюка и Евгения Галкина начали в 2010 году готовить собственную платформу Lada B/C для нового семейства автомобилей. Предполагалось, что большинство элементов конструкции данной архитектуры будет собственным. Но во время защиты перед французами произошел «размен». Рулевой механизм с электроусилителем, панели пола, радиатор, подвеска и вся электрика, стала импортной. В результате на зарубежная составляющая составила половину автокомпонентной базы автомобиля. Опять же можно вспомнить, что во время поездки руководителя АвтоВАЗа Бу Андерссона с президентом РФ, на вопрос, а какова локализация автомобиля, топ-менеджер бойко отрапортовал – 71%.

веста_платформа_комплектующ

Впрочем, франко-японскому альянсу Lada Vesta создавала конкуренцию Renault Logan. Вдобавок, в тот год инвестиции в проект «весты» сгенерировали огромный убыток АвтоВАЗа в размере 182 млн евро, что совершенно не радовало акционеров. Конечно, крайним во всей ситуации объявлялся президент Бу Андерссон. Провал запуска проекта Lada Vesta в Ижевске, конечно же, сказал на его репутации как топ-менеджера.

«Я лидер этого проекта и несу конечную ответственность за него, - говорил Бу. – Меня в Renault не любят и понимают, что хотя АвтоВАЗ и член альянса, но сам я человек АвтоВАЗа".

Сегодня с высоты лет, уже можно оценить, что проект оказался успешным. Усилия Бу оказались не напрасными. В течение двух лет (2018, 2021) из восьми Lada Vesta становилась самым популярным автомобилем российского авторынка. Правда, обошлось не без годичного перерыва, вызванного уходом Renault. Также исправлена ошибка Бу Андерссона – состоялся перенос выпуска Lada Vesta из Ижевска в Тольятти.

Сегодня не без трудностей идет процесс замещения зарубежных автокомпонентов. Восстановлен процесс производства Lada Vesta NG. Конечно, можно много говорить о том, как проект Lada Vesta изменил и изменит в целом АвтоВАЗ в ближайшей перспективе, когда здесь на Линии №1 будет выпускаться все семейство, включая новый городской кроссовер и новый минивэн на платформе Lada B/C.

лада_логан_2

А в целом, также надо вспомнить и тот факт, что бывшие владельцы завода в Тольятти не видели перспектив у данной платформы. Специалисты из Renault Group отзывались о Lada Vesta нехотя, мол, да, машина получилась хорошая, но этот проект теснил Renault Logan в России. А после того, как в стратегии Renaulution была заявлена цель – переход всего модельного ряда Lada на платформу CMF-B. И над «вестой» сгустились тучи.

Руководство Renault Group объяснило, почему платформа Lada B/C не имеет перспектив. Хотя это все же относительно «свежая» тележка, в отличие от платформы Lada Granta, ведущая родословную от платформы Gamma (ВАЗ-2108/2109).

В конце мая 2021 года в заводской многотиражке «Волжский автостроитель» было заявлено следующее.

 Технические характеристики собственной платформы АвтоВАЗа не позволяют ее использование для создания кроссоверов и внедорожников, а электронная архитектура не позволяет внедрить элементы телематики, активной безопасности и контроля (активный круиз-контроль, автоматическое торможение, распознавание разметки и дорожных знаков и т.д.), которые в будущем станут обязательными для всех автомобилей на российском рынке. Доработка платформы LADA B/C до современных стандартов заняла бы несколько лет и потребовала бы глобальных инвестиций, значительно превышающих затраты на переход на иностранную современную платформу. Текущее состояние российского автомобильного рынка и прогнозы его развития делают этот проект неэффективным ввиду отсутствия эффекта масштабирования даже в среднесрочной перспективе.

Понятно, что под кроссоверами и внедорожниками имелись ввиду полноприводные перспективные автомобили 4х4. Не зря же сегодня идут работы над перспективным кроссовером на платформе Vesta только с передним приводом.

Сегодня как-то страшно было бы подумать, случись исход Renault из России двумя или тремя годами позже, в каком бы состоянии находился АвтоВАЗ и смог ли бы он выпускать автомобили.  

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >
Photo

Как молодая российская компания заместила двух производителей

Новый российский производитель городского электротранспорта ПК Транспортные системы

28 апр 2024 в 09:08

Подробнее >