Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание о Курганском автобусном заводе (КАВЗ)? Можно долго бродить в кладовых памяти в поисках такой информации. Но мы вам напомним, что в последний раз упоминание об автобусах прозвучало три недели назад - 25 октября 2021 года. В столице Никарагуа городе Манагуа состоялась торжественная церемония передачи в дар 250 российских автобусов КАВЗ. В мероприятии приняли участие президент Даниэль Ортега. Это были автобусы КАВЗ-4238-61 «Аврора» производства Курганского завода. Причем для Никарагуа это совершенно бесплатный подарок. Напомним, это не первый бесплатный подарок. Например, в 2008 году, когда Никарагуа признала независимость Абхазии и Южной Осетии, после известной войны 08.08.08, эта страна получила аналогичный подарок.
Но оставим политику в стороне. Обратим внимание вот на какой факт.
Как мы уже рассказывали на нашем канале, сегодня в автобусном дивизионе Группы ГАЗ идет активное обновление модельного ряда. Оно касается прежде всего Ликинского и Павловского заводов. Если говорить о Ликинском автобусном заводе, то здесь в ближайшей перспективе (год-два) на смену большим городским низкопольникам ЛИАЗ-5292 и ЛИАЗ-6213 придут автобусы CityMax 12 и CityMax 18. Наш канал подробно рассказывал об этих переменах модельного ряда городских автобусов Группы ГАЗ.
В среднем сегменте модельного ряда ГАЗа на Павловский завод возложено производство CityMax 9, который прошел испытания и показан в сентябре на выставке Comtrans 2021.
То есть обновление среднего и старшего сегментов автобусной линейки конкретно определено и стартовало.
Но в стороне остался Курганский завод, выпускаемая им линейка автобусов достаточно скромна и включает фактически две модели. Это пригородные 8 и 10-метровые автобусы КАВЗ-4235 (Автора) и КАВЗ-4238. Кроме того, выпускается городской автобус среднего класса КАВЗ-4270. Последний создан как замена китайским автобусам, которые в первое десятилетие заполонили российские города. Причем широкой аудитории он был представлен в 2014 году, аккурат под правительственное решение об импортозамещении
Но вот почему-то о закупках этой модели, которая могла бы иметь очень хорошие перспективы замены китайцев практически ничего не слышно.
В коллективе нашего канала мы долго напрягались, чтобы вспомнить, а были ли какие-то крупные закупки «4270» и, наконец, вспомнили, что в 2017 году Пенза купила эти автобусы на метане. Также небольшие партии были раскуплены перевозчиками Санкт-Петербурга и Севастополя.
Тут стоит обратить внимание на такой факт, что у этой модели есть большой лимитирующий фактор. Чтобы попасть на переднюю и среднюю площадки надо преодолеть ступеньку. То есть автобус не вписывается в категорию низкопольного. А это уже в текущих условиях отрицательный момент. Хотя в прошлое десятилетие китайские автобусы длиной 9-10 с амфитеатром и одной ступенькой в салоне на средней площадке прекрасно раскупались нашими перевозчиками.
Почему для курганского автобуса было принято такое решение? Неизвестно. Впрочем, в те годы у Группы ГАЗ на Павловском автобусном выпускалась настоящая 8-метровая полунизкопольная модель ПАЗ-3237.
Теперь же, после того как была презентована модель CityMax 9, можно смело закрывать проект КАВЗ-4270. Внутри Группы ГАЗ каннибализм вряд ли будет нужен.
Итак, пока в модельном ряде Курганского автобуса о переменах и обновлениях не слышно. И это печально, поскольку последняя открытая статистика свидетельствует о падении интереса перевозчиков к курганским автобусам. На автобусном рынке Российской Федерации в прошлом 2020 году КАВЗ занимал 5 место с объемами продаж 421 автобус. В это время ПАЗ продал 6 109 автобусов, также впереди по продажам были ЛИАЗ (2 455 автобусов), НефАЗ (1 898), МАЗ (667). Если только к достижениям курганцев относить опережение марки Волгабас.
Обновление модельного ряда назревший вопрос. Либо его надо расширять за счет автобусов туристического класса верхнего сегмента (>50 посадочных мест). Но здесь придется схлестнуться с китайскими Higer, KingLong, Yutong.
Мы не претендуем на то, чтобы предложить чудодейственный рецепт для дальнейшего развития Курганского автобусного завода, считай самого восточного актива автомобилестроения страны. Но пока и у Группы ГАЗ его нет. И, соответственно, КАВЗ пока на обочине развития автобусного дивизиона и будет собирать небольшое количество автобусов. Будет ли прорыв для этого предприятия?
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен