+79139857900

Почему Lada никогда не догонит чешскую Škoda. Четыре причины

12 апреля 2021 в 13:53

Автомобильный мир Европы в эти дни отмечает 30-ую годовщину подписания договора о слиянии между Volkswagen Group и чешского автопроизводителя Škoda (16 апреля 1991 г). С тех пор чешский бренд превратился из лидера в небольшом европейском государстве в крупного международного игрока, автомобили которого продаются в более чем 100 странах мира.

Отечественный автогигант АвтоВАЗ в конце концов также пошел по пути чешской компании. Наш канал вспомнил с чего все начиналось и постарался ответить на вопрос сможет ли отечественный бренд Lada стать таким же символом успеха в автостроении как Škoda.

Skoda_vokswagen group_16_04_1991

30 лет назад Skoda стала четвертым брендом в семействе Volkswagen Group

 Пример, показанный чешским автопроизводителем, стал, несомненно, прекрасным примером для предприятий автопрома бывшего социалистического лагеря и постсоветского пространства. Магистральный путь для небольших по мировым меркам маркам автомобилей – это интеграция в мировой автопром, поиск партнера и дальнейшее развитие бренда. Правда, движение по этому пути сопряжено с многими трудностями, и в конце концов не у всех он заканчивается так счастливо как у  Škoda. Достаточно вспомнить, с какими трудностями столкнулись Запорожский автозавод, варшавский FSO и румынского Oltcit, понадеявшихся на партнерство с корейской Daewoo Motors, который впоследствии обанкротился, оставив их один на один.

 В плане новейшей истории Skoda все началось с бархатной революции в Чехословакии в 1989 году, приведшей к падению коммунистического режима. Уже в июне 1990 года был официально инициирован поиск стратегического партнера для Škoda. Заявки были поданы от 24 претендентов. Вскоре часть их них отсеяли, осталось 8 и четыре известных автомобильных производителя выдвигают своих предложения. В итоге на 30% пакет акций Škoda претендуют два кандидата: альянс Renault/Volvo и концерн Volkswagen Group – крупнейшие автопроизводители Европы. Немецкая компания заявляет об уважении желаний чешской стороны сохранить традиционный бренд ŠKODA, продолжить его развитие в Чешской республике и сохранить выпуск моделей Favorit и Forman. Также Volkswagen предлагает обширный инвестиционный план. И вот 30 лет назад 16 апреля 1991 соглашение вступает в силу. Сумма сделки составила 620 млн немецких марок и Škoda  становится четвертым брендом концерна наряду с VW, Audi и SEAT. А в 2000 году Volkswagen становится единоличным владельцем Škoda Auto.

модели skoda auto

 Второй претендент на активы Škoda французский Renault не унывал, и сначала присмотрелся к словенскому (бывш.Югославия) заводу Revoz в городке Нове-Място, а затем в 1999 году ему улыбнулась удача и во время объявленной приватизации последнего крупного автозавода в Восточной Европе в румынском городе Питешти получил во владение серьезный актив – румынский бренд Dacia. Но и это не все: в 2008 году начался процесс перехода отечественного АвтоВАЗа под контроль французского автопроизводителя. А в 2017 году марка Lada стала одним из брендов Renault Groupe.

skoda-auto_2020

И все же. Почему Lada не догонит чешскую Škoda? 

После того как 14 января 2021 года была презентована стратегическая программа Renaulution у нас появилась возможность сравнить развитие двух брендов, двух автопроизводителей, оказавшихся под патронажем и во владении двумя мировыми автогигантами.

 Между российской Lada и чешской Škoda  есть много общего, но есть и серьезные отличия в тех путях, которыми идут они. И сейчас мы остановимся на различиях.

Во-первых, чешская компания уже несколько лет ( с 2014 года) является автопроизводителем-миллионником, то есть иными словами производит более миллиона автомобилей марки Škoda. В свою очередь, стратегией Renaulution была создана бизнес-единица «Dacia-Lada». Вместе они должны через пять лет выпускать более 1,1 млн автомобилей.

То есть два интегрированных игрока во франко-японском альянсе планируется выпускать автомобилей столько, сколько сегодня производит одна Škoda. Напомним, в прошлом тяжелом 2020 году Škoda Auto передала своим клиентам 1 004 800 новых автомобилей (см.инфографику).        

 Второе отличие, которое сразу видно невооруженным взглядом. Перед отечественной маркой Lada в стратегии Renaulution поставлена задача начать строить автомобили на очень экономичной и гибкой модульной платформе CMF-B, с помощью которой бренд может оптимизировать качество и использовать новейшие доступные технологии в своих моделях. А количество моделей в связке Dacia-Lada должно быть сокращено с 18 до 11. Как известно, сегодня у Skoda такое же число моделей, из которых пять относится к классу SUV.

 lada-dacia2

Третий отличительный момент заключается в том, что автомобили марки   выпускаются не только в Чехии, но и на заводах в России, Китае, Словакии и Индии – в основном на мощностях концерна Volkswagen Group, – а также производит автомобили в Украине в сотрудничестве с локальным партнером. Производственные мощности отечественного АвтоВАЗа, в свою очередь, сосредоточены в РФ, а отверточное производство за пределами России отличается совсем небольшими объемами.

 Отсюда и четвертое отличие. Если роль и место чешского автопроизводителя  Škoda Auto позиционируется в Volkswagen Group как игрок мирового уровня. Сегодня автомобили чешской марки продаются в чем в 100 странах мира. Вдобавок, Škoda Auto ответственна за всю деятельность концерна Volkswagen Group в Индии в рамках проекта INDIA 2.0, а с 1 января 2021 года – еще на рынках России, СНГ и Северной Африки. В свою очередь в стратегии Renaulution прямо говорится о лидерстве Lada в РФ и на постсоветском пространстве.  

SKODA AUTO_SUV_22  

И что же в итоге? А в итоге можно сказать, что мировой авторынок поделен между сильнейшими автомобильными концернами мира, и перешедшим под контроль мировых автогигантов локальных автопроизводителей вроде Škoda, Dacia, Lada уготована определенная роль. Таким везунчикам, как Škoda Auto роль глобального игрока в рамках VW, а вот нашей Lada определена более локальная роль. Впрочем, в презентации Renaulution есть тонкий намек на то, что новый внедорожник Lada Niva может быть выведен не только на уровень локальных рынков стран СНГ, но и других экспортных рынков, что вселяет некоторую надежду. Но опять же у чешской компании модельный ряд кроссоверов включает сразу пять моделей (Kushaq, Kamiq, Karoq, Kodiaq и электро Enyaq_iV)   

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >