+79139857900

Почему ЛИАЗ ринулся вдогонку за МАЗом

2 сентября 2020 в 11:14

Использование сжиженного метана в качестве моторного топлива на автотранспорте - это  перспективное направление. Техника на сжиженном природном газе, по сравнению с компримированным (сжатым) имеет два существенных преимущества: меньший снаряженный вес, и, соответственно, меньшую потерю в грузоподъемности/пассажировместимости, и большим запасом хода.

Исходя из этих критериев и характеристик, наши автбусостроители стали обращаться к теме создания техники на сжиженном природном газе (LNG). Пока в этом замечены ЛИАЗ и белорусский МАЗ.

Техника на сжиженном природном газе (LNG) очень популярна в Китае и набирает обороты в Европе. Но вот в России таких машин пока единицы. Объяснение вполне логичное: станций, на которых можно пополнить запасы этого топлива, пока очень мало. Впрочем, ситуация по идее должна измениться. Так, в Магнитогорске недавно открыли комплекс по сжижению природного газа, а Группа ГАЗ к этому событию приурочила премьеру городского автобуса ЛиАЗ в версии LNG.

LNG+bus  

 

Судя по представленным фото, внешне новый автобус практически не отличается от своих дизельных аналогов. Салон имеет низкий пол по всей внутренней площади, оборудован кондиционером, аппарелью и местом для инвалидной коляски на накопительной площадке. Общая пассажировместимость — 106 человек.

В корме — двигатель ЯМЗ-536, а рядом с ним — криобак на 375 литров сжиженного газа, который содержится там при температуре –160°С. Этого запаса должно хватать более чем на 300 км в городском режиме движения: как минимум — одна—две смены. Представленный автобус в ближайшее время будет проходить тестовую эксплуатацию в Челябинске. По ее итогам Группа ГАЗ примет решение о выпуске опытной партии подобных автобусов в четвертом квартале нынешнего года.

Но ЛИАЗ может опоздать, поскольку в Челябинске в рамках реализации программы "Чистый воздух" было решено закупить городские автобусы как на компримированном (сжатом) природном газе, так и на сжиженном. И прямой конкурент ЛИАЗа Минский автозавод принял участие в этом проекте. Проработку проекта по автобусам, работающим на сжиженном метане, вместе с российскими партнерами, была начата еще осенью 2018 года. В декабре 2018 года прошло совещание, на котором Челябинской области было обещано, что МАЗ за свой счет сделает образцы пассажирской техники, работающей на сжиженном метане, и предоставит их на эксплуатационные испытания. Тогда же автозавод подписал с Челябинской областью дорожную карту по этому проекту. А уже в апреле 2019 года МАЗ изготовил опытные образцы 12-метрового и 9-метрового автобусов, работающих на СПГ. Минский автозавод стал первым в странах СНГ, создавшим такие машины и получившим на них официальные ОТТС. В мае прошлого года минские автобусы прибыли в Челябинск на испытания.

LNG_bus_MAZ203945

Местные автотранспортники проводили замеры расхода топлива, оценивали соответствие заявленных технических параметров. По результатам испытаний выяснилось, что по сравнению с аналогичной техникой азиатских производителей, которая ранее в опытном порядке эксплуатировалась в Челябинске, автобусы МАЗ на СПГ оказались примерно на 40% экономичнее.

Летом прошлого года были объявлены конкурсы на поставку в Челябинск 33 автобусов большого класса на СПГ и такого же количества на КПГ. В августе МАЗ выиграл конкурс на поставку техники на сжиженном метане, российский ЛИАЗ - на поставку автобусов на компримированном природном газе. До конца года вся техника поступила в парк муниципального перевозчика. В декабре автобусы МАЗ-203945 LNG вышли на маршруты столицы Южного Урала. Таким образом, Минский автозавод первым в странах СНГ организовал серийное производство пассажирской техники, работающей на сжиженном метане.

LNG_bus_MAZ

Поставленный в Челябинск МАЗ-203945 - это первая модель в линейке пассажирской техники Минского автозавода, работающая на сжиженном природном газе (метане). Вместо баллонов на крыше автобус оснащен криобаком, который разместился в заднем свесе.

Стоит отметить, что ЛИАЗ пока представил опытную модель. А вот у холдинга "Бакулин Моторс Групп" (марка Volgabus) пока вообще нет аналогичных машин. КАМАЗ в сентябре 2019 года представил на выставке "Комтранс" в Москве модель НЕФАЗ-5299-40-57 на СПГ, однако это пока опытная машина, которой еще только предстоит пройти испытания, а затем и процедуру сертификации. Сыграв на опережение, Минский автозавод получил преимущество: когда Челябинск объявил тендер не поставку автобусов на сжиженном природном газе, у конкурентов просто не было требуемой техники.

LNG_bus_MAZ_крио

Несколько слов о LNG-версии МАЗ-203945. Его главное отличие от аналогов, работающих на компримированном газе – двигатель. Если на МАЗ-203965 и МАЗ-103965 устанавливается немецкий газовый движок Mercedes-Benz M 906 LAG EEV/1-02 (Р6, объемом 6883 куб.см; мощностью 278 л.с.; 1000 Нм; Евро-5), то на МАЗ-203945 - китайский газовый Weichai WP7NG 280E51. Данный мотор также рядный 6-цилиндровый, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, с распределенным впрыском газа и искровым зажиганием. Он имеет рабочий объем 7470 куб.см, развивает мощность 270 л.с., максимальный крутящий момент 1100 Нм и соответствует экологическому стандарту Евро-5.

LNG_моторный отсек

Почему не немецкий движок? Дело в том, что Mercedes-Benz снимает с производства газовые двигатели уровня Евро-5, в дальнейшем они будут производить только Евро-6. Это достаточно сложный и дорогой агрегат. В то же время китайцы сейчас являются лидерами по газомоторной технике. При этом их моторы дешевле. Поэтому, если хочешь выиграть тендер, нужно ставить китайские моторы, китайские криобаки.

LNG_bus_криобак

Это тоже имеют ввиду конкуренты МАЗа. Например, рестайлинговый НЕФАЗ-5299-40-52 комплектуется моторами Weichai WP7NG 260E51, а Volgabus "Ситиритм" 12 GLE / GLF - моторами Yuchai YC6L280N-52. Только ЛИАЗ продолжает устанавливать двигатели исключительно российского производства (ЯМЗ-53624 CNG).

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >