Авторизация

Новый образ авторынка

18 июля 2016 в 21:22 admin

За прошедшие полтора десятилетия отечественный автомобильный рынок проделал огромный путь. Он стал мультибрендовым. Сегодня он переживает переломный момент, обусловленный воздействием экономического кризиса. Выкристаллизовываются новые тренды в его развитии. Какие черты и особенности характеризуют нынешний этап автомобильного рынка? На этот вопрос искал ответ наш корреспондент. 

Секонд хэнд захватил авторынок
Еще полтора десятка лет назад территория Российской Федерации представляла собой  «воронку», стремительно поглощавшую автомобильный секонд-хэнд как из европейских, так и азиатских стран. В свою очередь сегмент новых автомобилей представлял собой «царство» отечественных марок, прежде всего, машин Lada.   
Если в самом начале века объем отечественного авторынка составлял примерно один миллион легковых автомобилей и он представлял собой «заповедник» отечественных марок, то на рубеже 2002-2004 гг. ситуация стала коренным образом изменяться.
Началось формирование нового облика современного отечественного авторынка. Рост мировых цен на нефть в тот период изменил макроэкономическую ситуацию, а это поспособствовало появлению новых долгосрочных трендов на авторынке, прежде всего, росту потребительского спроса на новые иномарки.
В 2003 году на импорт подержанных автомобилей были введены первые заградительные пошлины, которые должны были простимулировать стремительное увеличение спроса внутри страны на новые автомобили. Впрочем, в отсутствие предложения от отечественных автопроизводителей, которые фактически не занимались разработкой новых моделей и жили на советских заделах, предпочитая модернизацию существующих моделей, автолюбители, изголодавшись по современным и качественным автомобилям, начали сметать из автосалонов новые иномарки. Если в 2003 году официальные дилеры реализовали 220 тысяч новых иномарок, то в следующем 2004 году  - в два раза больше: 405 тысяч. Страну поразил «иномарочный» бум. В конце 2003 года зарубежные автопроизводители с удивлением обнаружили, что за год увеличение продаж превзошло все ожидания в разы. То же самое произошло и в следующем,  2005 году, и в следующие годы. Правда, с позиции сегодняшнего дня результаты 2004 года выглядят достаточно скромными. Благосостояние населения увеличилось не настолько радикально, чтобы граждане могли позволить себе покупку новых машин. Тогда 10 лет назад, главным фактором роста рынка новых иномарок стало повышение пошлин на подержанные автомобили иностранного производства в возрасте от 3 до 7 лет (при введении фактически запретительных пошлин на импорт более старых автомобилей) и выравнивание таможенных ставок на ввоз автомобилей для юридических и физических лиц. В итоге ввоз подержанных иномарок в 2004 году сократился с 450–500 тысяч до 200–250 тысяч машин в год (рыночная доля подержанных иномарок снизилась с 27 % до 12 %). Между тем надежды, что произойдет замещение импорта подержанных иностранных автомобилей новыми отечественными автомобилями, не оправдались. А в дальнейшем падение объема продаж отечественных брендов перешло в долговременный тренд, который продолжается и поныне.
Далее произошло следующее. На мировом рынке начался беспрецедентный рост нефтяных цен. В 2005 году средняя цена составила $54,4 за баррель, в 2006 - уже $65,4, в 2007 году - выросла до $72,7, а в предкризисном 2008 году поднялась до $97,7 за баррель. Данный рост повлиял на приток денег в экономику и повышение благосостояния населения. Нефтяные цены стали драйвером сразу для двух сегментов отечественного автомобильного рынка: новых иномарок и импортного секонд-хэнда. Запретительные пошлины, введенные в 2004 году, оказались не таким серьезным барьером для перегонщиков. У многих автолюбителей в этих условиях первым в их жизни оказался заграничный автомобиль. Впоследствии, они уже пересаживались на новые иномарки. В результате в 2008 году объем рынка новых иномарок побил рекорд и составил гигантскую цифру 2 млн автомобилей (см. диаграмму).  
Стремительный рост авторынка привлек в страну многих автопроизводителей. За короткий по историческим меркам период в сегменте новых иномарок увеличилось число зарубежных брендов. Если в 2005 году их насчитывалось 38, причем многие номинально присутствовали на территории страны, имея дилеров лишь в двух столицах, то уже в конце 2008 года число автомобильных брендов, представленных на отечественном авторынке, выросло до 50. Одновременно росли дилерские сети, покрывая все большую часть территории страны. Продажи ряда иномарок в 2008 году достигли более 100 тыс. единиц.
При таких объемах продаж иностранцам стало выгодно производить автомобили на территории страны. Первыми начали локализовать свое присутствие такие автопроизводители как Ford, Hyundai, Renault. Позже в РФ появились другие автопроизводители, развернулось производство иномарок более чем на двух десятках производственных площадок.   
Но затем произошли непредвиденные события. На мировом топливном рынке случился откат нефтяных цен, которые по итогам  2009 года составили $61 за баррель. Предсказуемо рухнули продажи иномарок. Чтобы поддержать авторынок, государственные чиновники воспользовались проверенным способом. В начале 2009 года в рамках антикризисных мер были вновь ужесточены условия ввоза автомобильного секонд-хэнда из-за рубежа. А поскольку с ростом благосостояния населения и повышением покупательной способности объем импорта б/у автомобилей в предшествующий период за несколько лет быстро восстановился и снова достиг уровня 450-500 тыс. автомобилей, то введение ограничительных мер вызвало негативную реакцию зарубежных партнеров. Резкую оценку антикризисным мерам, принятым в РФ, дали японские чиновники. После короткого отката, вызванного кризисом 2008-2009 гг, рост цен на нефть возобновился, и этот факт снова стал драйвером развития отечественного автомобильного рынка. В 2010 году цена за баррель выросла до $79, в следующем 2011 году - составила $111, а в 2012-ом был достигнут самый высокий средний уровень -  $121,4.

Иномарки и автопроизводители
Как известно, рекорд продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Российской Федерации был установлен в 2012 году. Тогда отечественный рынок немного не дотянул до уровня 3 миллиона авто, в том числе сегмент новых иномарок вырос до 2,2 млн. В тот год в России был представлен 61 автомобильный бренд: 28 европейских автопроизводителей, 10 японских, 6 китайских, 6 американских, 4 корейских, 2 украинских и четыре российских. Это достаточно большое число участников, учитывая не слишком высокую емкость отечественного авторынка. Впрочем, на других автомобильных рынках развивающихся стран количество представленных брендов меньше, чем в РФ. (см. табл.).
Автопроизводители из многих стран мира были привлечены в Россию хорошими перспективами. Прогнозы ведущих мировых консалтинговых агентств основывались на благоприятных макроэкономических факторах: высокими мировыми ценами на нефть, дальнейшим ростом благосостояния российского населения, низкими базовыми показателями обеспеченности легковыми автомобилями на 1000 жителей - 250 штук. На основе этих макроиндикаторов делались расчеты на существенный рост российского авторынка. Прогнозировалось, что он станет крупнейшим в Европе, а объемы продаж достигнут 3,5-4 миллионов автомобилей в 2020 году.   
В 2012 году закончились многолетние переговоры о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию. Чиновники декларировали, что в течение переходного периода до конца десятилетия таможенные пошлины на ввоз новых иномарок будут существенно снижены (с 25 до 15%).
Мировым рекордсменом по числу автопроизводителей, работающих на локальном автомобильном рынке, является Китай (95 брендов). Китайский рынок, в силу его огромной емкости (свыше 24 млн авто), привлекателен как для зарубежных, так и местных производителей. Существенно меньше автопроизводителей работает на более требовательных рынках развитых стран – США, Японии, ФРГ. Из более близких по структуре и объемам продаж автомобильных рынках развивающихся стран, таких как Индия, Бразилия, Турция и ряда других, также представлено меньшее число брендов, чем на российском рынке. Открытие рынков тех стран для импорта происходило не так стремительно, как в России. Длительное время рынки развивающихся стран были защищены высокими таможенными пошлинами, поэтому чистый импорт в структуре местных авторынков невысок (порядка10-20%).

Новый авторынок
Сегодня на отечественном автомобильном рынке ситуация в который раз резко изменилась. Объемы продаж иномарок в прошлом году снизились фактически вдвое до - 1,2 млн штук (см. диаграмму), из которых чистый импорт составил всего 300 тысяч единиц. Из-за кризиса и обвального снижения объема продаж ряд зарубежных автопроизводителей свернули свою деятельность на территории РФ. Также сокращается количество представленных моделей на отечественном рынке у оставшихся автопроизводителей, наблюдается также снижение физических объемов импорта новых автомобилей. На начало года на территории РФ было представлено 54 бренда, а количество моделей – 447 (по данным АЕБ). И хотя это достаточно много, однако активно оперируют на отечественном рынке и имеется относительно высокий объем продаж у первой десятки брендов. В прошлом году каждый из этих автопроизводителей продал более 50 тысяч автомобилей, их доля на рынке увеличилась с 71,5% в 2011 году до 74,8% в прошлом 2015 году. В свою очередь на  отечественном авторынке на долю первых 20 брендов приходится 92,7% (см. диаграмму 1). Некоторые бренды-аутсайдеры представлены на рынке формально. Они не имеют выверенной стратегии работы на российском авторынке. Можно прогнозировать их скорый уход из России либо номинальное присутствие в крупных городах. У 22 представленных брендов из третьей и четвертой десятки рейтинга объемы продаж автомобилей меньше 5 тысяч единиц в год.   
Одним из важных трендов кризисного периода стало увеличение в модельной линейке  иномарок местной сборки. Импорт стал невыгоден при малых объемах реализации автомобилей. Например, в модельной линейке Renault представлены модели локальной сборки Logan, Sandero, Stepway, кроссоверы Duster и Kapture. В прошлом году российский рынок покинули плохо продаваемые модели Koleos, Fluence, Megane, Latitude, Scenic, Clio и др. Это в основном старшие модели в линейке французского автопроизводителя. Как следствие, данный факт стал большой проблемой для дилеров данной марки; если лояльный клиент захочет пересесть в автомобиль большего размерного класса, то он столкнется с отсутствием предложения.
Сокращение модельных рядов и увеличение предложений локально произведенных автомобилей дает шанс для увеличения доли местной сборки. Так, доля автомобилей, входящих в ТОП-25 отечественного автомобильного рынка, увеличилась с 56% до 63%. Примечательно, что все 25 автомобилей производятся на территории РФ с различной степенью локализации.
Если в дальнейшем длительное время будет продолжаться эра «дешевой нефти», низкого валютного курса, то у продукции, произведенной на территории РФ с высокой степенью локализации будет существенное ценовое преимущество, в сравнении с импортом.

Доля отечественного авторынка, занимаемая ведущими брендами, график
Сегодня специалисты дают осторожные прогнозы развития ситуации на отечественном авторынке. Разброс цифр в прогнозах на 2020 год невелик – в пределах 1,8-2,1 млн автомобилей. Пока не видно причин и факторов, которые смогут восстановить прежние объемы продаж. При таких внешних условиях доля автомобилей локального производства будет продолжать увеличиваться. На рынке заметно будут представлены те автопроизводители, которые инвестировали в отечественный автопром значительные суммы, и их рыночная доля будет расти. Отечественный авторынок может медленно эволюционировать в сторону «бразильской» модели, где исключительно высок удельный вес автомобилей иностранных марок, произведенных ведущими мировыми автопроизводителями, локализовавшими свое производство в этой стране (с уровнем локализации 85%).  

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.