+79139857900

Отечественный мир автомобиля в цифрах

30 октября 2019 в 17:00

Сегодня в регионах Российской Федерации сложился весьма дифференцированный и структурно разнообразный автомобильный парк легковых автомобилей, который обслуживается и ремонтируется в автосервисных центрах. Фактически, в этом разнообразии сконцентрированы все этапы формирования Этого парка и отражены все тенденции новейшей истории российского автомобильного рынка. В нашем материале мы попытались систематизировать данные тренды формирования автопарков регионов страны, выявить их региональные особенности и сделали прогноз дальнейшего развития.

 

Как изменяется парк 

Суммарно автопарк Российской Федерации на середину текущего года составлял 44,1 млн легковых автомобилей. За первое полугодие он вырос на 600 тыс. автомобилей. Парк, хотя и медленно, но растет, несмотря на застой в экономике и падение доходов населения. Безусловно, не все 44 миллиона автомобилей каждый день выезжают на дороги городов и весей страны. Но статистика регистрирует все автомобили, которые встают на учет. Давно определено такое понятие как интенсивно эксплуатируемые автомобили. Но сегодня речь не об этом, а о трендах, которые проявляются в масштабах отечественного автопарка.

Главный тренд формирования отечественного парка легковых автомобилей новейшего периода истории страны – увеличение в нем доли иномарок. На этот тренд работает не только импорт легковых автомобилей. Также на увеличение числа иномарок работают почти два десятка автомобильных заводов, расположенных на территории РФ. Сегодня на долю иномарок приходится 62,4% российского парка, или более 27,5 млн автомобилей. Процесс увеличения иномарок в отечественном парке – это объективный и достаточно длительный тренд, который будет продолжен не только в ближайшей, но и отдаленной перспективе.

 

transervice_08_cmyk-41

 

Самый большой на сегодня парк иномарок в столице - более 3,1 млн штук. Поскольку в Москве зарегистрировано в общей сложности более 3,7 млн легковых автомобилей, то доля иномарок в столичном парке составляет почти 84%. Немногим меньше этот показатель в Санкт-Петербурге – 81,4%. Еще в одном городе-миллионнике за Уралом – Новосибирске – иномарки образуют свыше 80% местного автопарка.

Структура российского автопарка по происхождению брендов оказалась достаточно пестрой. При этом больше всего в российском парке японских автомобилей (диаграмма 2). Их число приближается к десяти миллионам (9,9 млн штук). Учитывая невысокий уровень импорта, следует заметить, что значительная часть этих машин была ввезена в страну в праворульном варианте. Таких автомобилей с неправильным расположением руля насчитывается 3,33 млн штук или 34% от всех автомобилей японских марок в РФ. Причем, достаточно интересно распределение по маркам. Так, доля автомобилей самого  распространенного в России японского бренда Toyota с неправильным рулем самая высокая (50,4%). Несколько меньше степень «праворульности» у марки Honda (46%). У остальных брендов из Страны восходящего солнца доля правого руля ниже: Subaru (29,9%), Nissan (25,4%), Mazda (20,6%), Suzuki (20,5%), Mitsubishi (14,4%). При этом половина парка праворульных эксплуатируются на Дальнем Востоке, а еще около 40% – в Сибири. На остальную территорию страны приходятся оставшиеся около 10%. Безусловно, постепенно доля праворульных японских автомобилей будет медленно снижаться, хотя в городах Зауралья она долго будет оставаться высокой. Правительство РФ хотя и «закручивает гайки», но в периоды выборов ослабляет их, разрешая жителям Приморья и других дальневосточных регионов ввозить японские б/у автомобили по прежним правилам. То есть «ручеек» праворульного импорта пока не пересох окончательно, а в независимых автосервисах владельцы таких иномарок еще долго будут желанной клиентурой.

transervice_08_cmyk-411

 

Вторая по величине доля у корейских брендов (11,4% автопарка РФ). Автомобилей корейских марок, прежде всего Hyundai и Kia, насчитывается более 5 млн штук. Причем в ряде регионов в топ-десятку попадают автомобили такой подзабытой марки как Daewoo. Но что касается в целом сегмента корейских брендов, то их количество и доля в автопарке России будет расти. Сегодня на нашем авторынке доля «корейцев» выше 20%. Это перспективный сегмент для автосервисов. Причем, у официальных дилеров представлен весьма широкий модельный ряд – от городских мини-каров размерного класса А до премиальных седанов.

Каждый десятый автомобиль в России представлен немецкими марками. Это более 4,5 млн автомобилей. Из других европейских марок выделяются своей долей французские автомобили (5,4%) и чешская Skoda  (1,9%).

Весьма большая доля в отечественном автопарке у американских брендов (7,4%). Но, несмотря на то, что в свое время Ford был бестселлером российского рынка, после его ухода доля «американцев» будет постепенно снижаться. Насколько быстро? Учитывая, что лидером подержанного сегмента авторынка является Ford Focus, а проект Chevrolet Niva не свернут, этот процесс растянется на длительное время – по всей видимости, аналогично снижению праворульного японского сегмента. 

И еще один перспективный сегмент российского авторынка – китайские автомобили. Пока в отечественном парке их немного, всего 1,4%. Насколько он перспективен? Продажи автомобилей из Поднебесной невелики - не более 2% рынка новых машин. С одной стороны, китайские автопроизводители постоянно выводят на российский рынок свои новинки, причем в достаточно большом количестве, дебюты происходят очень часто. Но с другой стороны, в РФ построен пока только один сборочный завод китайского автопроизводителя, где выпускаются автомобили марки Haval. Открыт также автозавод в Республике Беларусь – совместное предприятие c крупнейшим китайским автопроизводителем Geely. Но производственные мощности этих предприятий не высоки – 60-80 тыс. автомобилей в год. Следовательно, как быстро будет развиваться далее китайский сегмент, сделать прогноз достаточно сложно.

Безусловно, в российском автопарке самая высокая доля автомобилей отечественных марок. Общее число автомобилей российских марок насчитывается 16,6 млн штук или 37,6% автопарка. Но, несмотря на то, что отечественные марки преобладают количественно, большая часть этих автомобилей не относится к числу интенсивно эксплуатируемых автомобилей.

 

transervice_08_cmyk-42

 

Молодость с заводов

Данный факт проявляется в возрастной структуре автопарка Российской Федерации. Российский автопарк нельзя назвать молодым. Доля автомобилей моложе 10 лет составляет 39,3%, или чуть более 17 млн автомобилей.

В то же время самые «молодые» парки у таких марок как корейский бренд Kia (80%), чешский бренд  Skoda (76%), французский Renault (73%), корейский Hyundai (66%) и т.д. Этот показатель молодого возраста данных марок коррелирует с тем, что большая часть автопарка данных марок сформировалась после того, как на территории РФ начали работать сборочные заводы этих автопроизводителей. А вот у отечественной Lada парк весьма старый – до 10 лет менее четверти автомобилей (24%). Автомобилей с ладьей на радиаторе насчитывается 14 млн.

 

transervice_08_cmyk-422

 

Высокий клиренс парка 

Еще один тренд в формировании российского автомобильного парка, который нельзя не отметить, - растущий сегмент внедорожников и кроссоверов, который на сегодня составляет 23% от всего парка легковых автомобилей, или 10,15 млн штук. Это самый быстрорастущий сегмент как на автомобильном рынке (доля 45%), так и, соответственно, и в отечественном автопарке. Пока больше всего внедорожников представлены отечественной маркой Lada – 1,2 млн штук, или 12% парка SUV страны. Каждый десятый внедорожник носит эмблему японского бренда Toyota (1,03 млн шт.). А замыкает тройку лидеров еще одна марка из Страны восходящего солнца – Nissan (933 тыс. штук).

Кроме того, на дорогах страны около 700 тыс. внедорожников Chevrolet, прежде всего, модель Niva. Кроссоверов и внедорожных автомобилей Mitsubishi насчитывается 620 тыс. штук. Растет парк кроссоверов Hyundai – около 601 тыс. штук. Также в отечественном автопарке 598 тысяч УАЗиков, несколько меньше (492 тыс.) Renault. Корейских SUV марки Kia насчитывается 444 тыс. штук, а японских Suzuki  - 332 тыс. Как видим, пока в рейтинге самых популярных SUV нет китайских кроссоверов. При этом число автомобилей SUV вышеперечисленных марок будет только расти. В планах автопроизводителей данных марок увеличение выпуска новых моделей кроссоверов и внедорожников.             

Самые-самые 

Впрочем, общие показатели вряд ли интересны работнику или руководителю автосервиса. Ведь к нему на пост заезжает конкретный автомобиль, конкретной модели. Поэтому  интересно взглянуть на модельный расклад иномарок в российском парке (диаграмма 1).

Все разнообразие представленных в автопарке иномарок, некогда ввезенных в страну, а также вышедших из ворот автосборочных предприятий, комментировать нет смысла. Остановимся на рейтинге самых распространенных автомобилей.

Безусловно, самыми популярными и распространенными стали те модели автомобилей, сборка которых налажена на территории страны. Это относится к лидеру иномарок российского парка Kia Rio, который более 8 лет выпускается на предприятии «Хёндэ Моторс Мануфэкчуринг Рус» в Санкт-Петербурге. Всего в стране зарегистрировано на середину текущего года 793 тысячи автомобилей Kia Rio.

Второе место у другого корейского автомобиля Hyundai Solaris, который также выпускается на этом предприятии. Таких автомобилей в стране 766,2 тыс. штук. Эта «корейская парочка» скинула с пьедестала многолетнего лидера российского парка Ford Focus (746 тыс.штук). Еще год назад (в середине 2018 года) автомобиль американского бренда был лидером. Впрочем, учитывая тот факт, что две корейские модели являются бестселлерами отечественного авторынка новых автомобилей, их количество на дорогах страны будет только расти. Соответственно, после прекращения сборки автомобилей Ford Focus и закрытия завода Ford-Sollers в Ленинградской области, количество автомобилей с синим овалом будет медленно снижаться.

Примечательно, что четвертый по доле в парке – Toyota Corolla (699,5 тыс. штук). В парке данной модели и возрастные праворульные подержанные автомобили, и импортные, купленные в салонах дилеров. Правда, на рынке новых автомобилей продажи Corolla невелики, модель импортируется из Турции.

Производимые на территории РФ такие автомобили как Renault Logan (687,9 тыс.штук), Chevrolet Niva (625,5 тыс. штук), Volkswagen Polo (490,1 тыс.штук) Toyota RAV4 (407,4 тыс. штук) будут расти количественно в автопарке страны. А вот парк такого автомобиля как Daewoo Nexia (421 тыс.штук) будет по мере физического износа сокращаться.

С учетом Lada 

Впрочем, в данный рейтинг самых распространенных автомобилей-иномарок Российской Федерации требуется внести ясность. Выше мы рассмотрели парк автомобилей иномарок-лидеров без учета отечественных марок. Kia Rio хотя и является самой распространенной иномаркой нашей страны, но при этом не попадает в пятерку лидеров отечественного парка автомобилей, зарегистрированных в РФ.

Лидирует седан Lada-2107. На середину текущего года таких машин было в РФ более 1,7 млн штук. На втором месте другой отечественный седан – Lada-2106 (1,5 млн штук), далее в тройке лидеров Lada 4x4 (1,2 млн). Интересно, но у этих трех моделей в российском парке численность выше 1 млн единиц. Популярная когда-то «девятка» Lada-2109, воспетая отечественной эстрадой в вишневом цвете, лишь на 4 месте, в количестве 849 тыс. штук. Пятерку замыкает Lada-2110 (828 тыс. штук). И лишь только на шестой позиции Kia Rio. Напомним, этих автомобилей корейского бренда насчитывается в российском автопарке 793,4 тыс. штук.

Почему пять первых позиций в автопарке страны занимают устаревшие отечественные модели? Во-первых, выпуск данных моделей был прекращен отечественным автогигантом совсем недавно по историческим меркам, в 2012 году. Во-вторых, из-за низких цен они пользовались большим спросом, особенно в глубинке. В-третьих, большое количество этих автомобилей не относится к интенсивно эксплуатируемым, поэтому их владельцы не снимают Lada с учета. Суммарно, все эти факты и приводят к тому, что устаревшие отечественные модели являются автомобилями-лидерами российского автопарка. Такова специфика статистики российского автопарка. Следует также отметить, что из-за простоты конструкции, низкой цены и доступности запчастей, эти автомобили занимают ведущие места на рынке подержанных автомобилей. С точки зрения клиентской базы автосервисов владельцы таких машин интереса не представляют, поскольку не составляет большого труда обслужить и отремонтировать классическую или переднеприводную Lada в гараже. 

 

transervice_08_cmyk-43

 

Региональный аспект  

Безусловно, доминирование в автопарке страны автомобилей Lada проецируется на регионы. От округа к округу структура и состав автопарков все же значительно отличается. Проиллюстрируем на примере двух географически «срединных» округов страны – Приволжского и Уральского.

Формирование парка легковых автомобилей в них шло несколько разными путями в новейшей истории Российской Федерации. Если регионы Приволжского округа длительный период были основным рынком сбыта отечественных автомобилей Lada и до сих пор ими остаются, то в структуре региональных парков именно эти автомобили будут доминировать в количественном выражении.

В Уральском федеральном округе, куда теперь входят западносибирские нефтяные регионы Югры и Ямала, формирование парка несколько отличалось от западных соседей. Влияние отечественной марки на состав и структуру парка заметно ниже, а вот поток праворульных подержанных японских длительный период сформировал доминирование марки Toyota и ее второе место. Впрочем, сегодня и в том, и в другом округе растет сегмент российских иномарок.

Теперь конкретные цифры. Доля автомобилей Lada в более чем 8-миллионном парке регионов Приволжского округа составляет 43,3%, или 3,8 млн штук. Автопарк Уральского округа насчитывает более 3,9 млн. То есть в два раза меньше, чем у соседей. А вот автомобилей Lada в нем всего 32,3%. Впрочем, как и в целом по автомобильному парку страны, в этих федеральных округах идет наступление зарубежных иномарок, сборка которых развернута на территории РФ. А из экзотического факта можно назвать занимаемое и в обеих округах 10 место такой марки как Daewoo. При этом в парке УрФО бюджетный седан Daewoo Nexia занимает 10-ую строчку рейтинга.  

Парк Приволжского округа в модельном раскладе представляет «заповедник» отечественных автомобилей Lada. Первые семь мест рейтинга в парке принадлежит различным моделям Lada. И только лишь на восьмой позиции находится иномарка Kia Rio. На следующей восьмой позиции локальная модель Chevrolet Niva и замыкает десятку Renault Logan.

Напротив,  в парке Уральского округа лишь четыре первые позиции занимают различные модели отечественных автомобилей Lada. На пятом месте Kia Rio.

Доля иномарок в ключевых центрах Урала выше, чем в аналогичных центрах Поволжья. Так, в Самаре, среди городов-миллионников страны самая низкая доля иномарок (59%). В уральских центрах Екатеринбурге и Челябинске этот показатель составляет 75% и 68,2% соответственно. 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Международный автомобильный форум: будущее на пороге

Повестка и деловая программа прошедшего в Москве международного автомобильного...

31 окт 2019 в 14:15

Подробнее >
Photo

Новая реальность рынка автокомпонентов

Рынок автокомпонентов оказался в центре внимания специалистов и участников...

26 сен 2019 в 09:10

Подробнее >
Photo

Почему авторынок становится полноприводным

Кроссоверы – это самый быстрорастущий сегмент автомобильного рынка Российской...

23 авг 2019 в 18:45

Подробнее >