Авторизация

Перспективы автокомпонентной отрасли в России

19 мая 2017 в 17:34 admin

На X Московском международном форуме «Автокомпоненты-2017» состоялся обстоятельный разговор о перспективах развития производства автомобильных компонентов в России. Выступавшие эксперты и специалисты отрасли рассказали о сложившейся непростой ситуации на авторынке, отметили ряд серьезных диспропорций, существенно тормозящих динамику отрасли, и озвучили предложения, благодаря которым может быть создан новый импульс для дальнейшего поступательного развития автокомпонентного производства в РФ.

Фото Владимир Костюченков, Александр Ковригин, Глеб Потакович, Виктория Синичкина

Высокоразвитая автокомпонентная отрасль является основой  для развития автостроения. Перспективы автокомпонентного производства связаны, прежде всего, с локализацией, с созданием привлекательных условий для организации совместных предприятий с зарубежными производителями, а также с формированием механизмов государственной поддержки. Уже в десятый раз ОАО «АСМ-холдинг» и НП «Объединение автопроизводителей России», которые выступили организаторами мероприятия, собрали на одной площадке Московского международного форума «Автокомпоненты-2017» специалистов, чиновников и аналитиков для обсуждения проблем и обстоятельного обмена мнениями.

Российский автопром

Сегодня отечественный автомобильный рынок находится в непростой ситуации. «На плаву» его поддерживают меры господдержки. Об этом шла речь в докладе заместителя начальника отдела экономического анализа Министерства промышленности и торговли России Владимира Костюченкова.

По его утверждению, в соответствии с мерами государственной поддержки российского автопрома в 2017 году будет реализовано 750 тыс. единиц транспортных средств, а объем данной помощи составит немалую сумму в 62,3 млрд. руб. В нее входят: программа обновления парка колесных транспортных средств, субсидии на компенсацию части процентных платежей по инвестиционным кредитам, программы льготного автокредитования (с учетом обязательств прошлых периодов) и льготного лизинга колесных транспортных средств (по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2016-2017 годах).

Кроме того, дополнительная финансовая поддержка отечественного автопрома на общую сумму 17, 4 млрд. руб. предусматривает реализацию в 2017 году 90 тыс. единиц техники в рамках финансирования таких программ, как «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» «Российский тягач», «Российский фермер», «Свое дело», а также других программ, предусмотренных для стимулирования спроса на автобусы и технику для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, закупки школьных автобусов, автомобилей скорой и неотложной медицинской помощи, субсидии производителям троллейбусов и трамвайных вагонов.

Результаты не замедлили сказаться уже в текущем году. Так,  в период
с 1 января по 2 апреля 2017 года удалось продать 171,8 тыс. новых автомобилей. Из этого объема на долю льготного автокредитования пришлось 74,6 тыс. транспортных средств, по линии обновления парка – 103,8 тыс. транспортных средств, по программам льготного лизинга – еще 7,3 тыс. Также отмечено, что из 171,8 тыс. проданных автомобилей 13,6 тыс., или около 7,9%, были проданы в кредит с субсидированной ставкой и скидкой по программе обновления парка, а 325 транспортных средств реализованы по программе льготного лизинга со скидкой по программе обновления парка.

По мнению В. Костюченкова, в повестке дня правительства стоит задача формирования высокотехнологичной и экспортоориентированной, устойчивой к внешним вызовам автомобильной промышленности, обладающей долгосрочным потенциалом создания добавленной стоимости и инновационных технологических решений.

В рамках реализации столь амбициозной задачи чиновник назвал следующие приоритетные направления. Прежде всего, загрузку имеющихся производственных сборочных мощностей в части увеличения масштабов производства автомобилей за счет выхода на новые внешние (экспортные) рынки и развития внутреннего рынка. Далее, необходимо обеспечить конкурентоспособность продукции российского автомобилестроения и продвижение перспективных разработок, таких как электромобили, автономные автотранспортные средства, газомоторная техника и др. Необходимо развивать  национальные научные, инжиниринговые и производственные компетенции. Поставлена также задача снижения зависимости отрасли от импортируемых автокомпонентов и материалов. Необходимо увеличить производство добавленной стоимости производимой в России продукции автостроения — за счет более глубокой локализации выпуска автокомпонентов.

Немаловажен и такой аспект. Многие зарубежные автопроизводители столкнулись с таким фактом: производство в России им обходится дороже, нежели в других странах, поэтому необходимо создание предпосылок для снижения издержек автопроизводства за счет оптимизации, инфраструктурных и финансовых факторов формирования себестоимости (в части тарифной политики, стоимости кредитных ресурсов и т.д.) и повышения эффективности межотраслевой кооперации. Необходимо также развитие оснащенной по мировому уровню инфраструктуры инновационной деятельности, включая исследовательскую и испытательную базу.

 

Господдержка

Докладчики не обошли вниманием и такой важнейший вопрос развития автопрома в условиях кризиса, как меры государственной поддержки и регулирования. О них рассказал заместитель руководителя аналитического центра при правительстве Российской Федерации Глеб Покатович.

Он в частности отметил, что объем господдержки автоотрасли в прошлом 2016 году составил 129,8 млрд. руб. Из них на льготные автокредиты и лизинг (в том числе возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным в 2013-2015 годах) выделено 13,9 млрд. руб., на субсидии российским организациям на компенсацию части затрат в связи с производством колесных транспортных средств (КТС) – 28,8 млрд. руб., на субсидии российским производителям для поддержки гарантийных обязательств по КТС, соответствующим нормам Евро-4 и Евро-5, – 36,6 млрд. руб., субсидии российским организациям автомобилестроения на содержание рабочих мест, выплаты по кредитам и на компенсацию части затрат в связи с производством колесных транспортных средств – 44,2 млрд. руб., прочие субсидии составили 6,2 млрд. руб.

В  2017 году без поддержки государства негативная динамика в отрасли может продолжиться. Однако в 2018 году рынок начнет частично восстанавливаться за счет положительной динамики основных макроэкономических показателей.

По итогам первого квартала 2017 года продажи новых легковых автомобилей, по данным AEB, выросли до 322 тыс. ед., что на 1% больше, чем за тот же период в 2016 году. Это стало возможным за счет повышения индекса потребительских настроений, курса рубля, а также благодаря реальным располагаемым доходам населения.

 

График динамика внутреннего рынка и производства автомобилей в России

 

Автокомпоненты и импортозамещение

Современное массовое автомобильное производство немыслимо без развития автокомпонентной отрасли. До сих пор не утратили актуальности следующие вопросы. Какими путями и какими инструментами следует развивать отрасль автокомпонентов, какова должна быть степень локализации выпуска автомобильных узлов и деталей, какие меры господдержки требуются автокомпонентной отрасли? На эти и другие вопросы искали ответы не только ключевые докладчики, но и присутствующие на конференции специалисты.

На предложениях по мерам поддержки организации выпуска автокомпонентов в России, проблемах импортозамещения остановился в своем выступлении заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг» Александр Ковригин.

По его словам, в период, когда отрасль находится в кризисе, который отражается и на предприятиях, выпускающих узлы и детали для автомобилей, важнейшее значение приобретают государственные меры поддержки производства автокомпонентов в России. Согласно Постановлению Правительства РФ № 1312 от 30 декабря 2013 г., на эти цели в прошлом году выделены субсидии на сумму 693 млн руб. Данный объем денежных средств был распределен следующим образом. Расходы на создание многофункционального шасси с использованием компонентов тягового электропривода составили 154,4 млн руб., интегрированных двухрядных ступичных опор третьего поколения – 169 млн руб., новых типов прецизионных подшипников – 85 млн руб., крепежных элементов и метизов – 58,6 млн руб., компонентов для новой модульной платформы мототехники – 45 млн. руб., системы Common-rail для дизельных двигателей мощностью от 50 до 2000 л.с. – 180 млн руб.

В финансировании развития автокомпонентной отрасли большую роль играет Фонд развития промышленности. В 2016 году его объем составил около 20 млрд. рублей. Из этой суммы финансовая поддержка организации производства автомобильных литейных изделий составила 400 млн. руб., аккумуляторных батарей - 500 млн. руб., деталей цилиндро-поршневой группы - 300 млн. руб.

По мнению А. Ковригина, чтобы автокомпонентная отрасль развивалась успешно, необходимо выполнить ряд условий. В рамках программы импортозамещения, во-первых,  необходимо составить и сформировать каталог (перечень) автокомпонентов с целью организации их производства в РФ, для поставок на конвейеры как отечественных, так и зарубежных автопроизводителей для выпуска их моделей на территории РФ.

Следующим шагом должно стать определение приоритетных направлений научно-технологического развития автокомпонентной базы в рамках Таможенного союза РФ, РБ и Казахстана; обеспечение производителей автокомпонентов сырьем и материалами через развитие кооперации в смежных с автомобилестроением отраслях (в металлургии - это развитие производств высокопрочных сталей, в химии - инженерных пластиков и др.).

В качестве одного из ключевых направлений в рамках промышленной политики в условиях ВТО необходимо формирование механизмов поддержки кредитования производителей автокомпонетов, осуществляющих выпуск компонентов для импортозамещения, включая использование СПИК (специнвестконтрактов). Также важна оптимизация неэффективных мощностей по выпуску автокомпонентов за счет концентрации господдержки высокотехнологичных производителей. Необходимо предоставление субсидий российским производителям компонентов на разработку конструкции компонентов в рамках импортозамещения. Для роста производства автокомпонентов на отечественных предприятиях важно расширение экспортных поставок на рынки третьих стран. Важна также поддержка участия производителей автокомпонентов в отраслевых выставочно-ярмарочных мероприятиях в России и за рубежом.

Одной из важных задач должно оставаться создание совместных предприятий, которые будут работать как для рынка России, так и экспортировать свою продукцию за пределы РФ.

 

График прогноз рынка новых легковых автомобилей в России 2017-2021 гг

 

Потенциал отрасли - потенциал автопрома

Автокомпонентная отрасль России имеет свои «родимые пятна», что является  тормозом в развитии и инвестиционной привлекательности. Чтобы вывести ее на более высокий уровень, государству необходимо четко сформулировать цели и задачи ее развития, обозначить меры поддержки производителей автокомпонентов. На текущей ситуации и перспективах отрасли остановилась в своем докладе старший менеджер ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование» Виктория Синичкина.

По ее утверждению, состояние автокомпонентной отрасли в России характеризуется рядом особенностей. К ним относятся:

•   низкий инновационный уровень и выпуск морально устаревшей продукции;

•   высокий износ основных фондов предприятий-производителей узлов и деталей;

•   дефицит финансовых ресурсов для технического перевооружения;

•   недостаточная поддержка отрасли со стороны государства.

Также одной из особенностей отечественной отрасли автокомпонентов докладчик назвала проблему качества отечественного сырья: многие производители высококачественных компонентов (чаще всего зарубежные) не могут найти на рынке качественное сырье для производства (металл, пластмасса, резинотехнические изделия, электроника, провода и др.). К трудностям развития отрасли докладчик отнесла неразвитость логистики, недостаточно благоприятный инвестиционный климат в РФ; существенным фактором также является малый объем производства автомобилей в России, как следствие развернувшегося кризиса.

Перспективы автомобильного рынка России создают условия для дальнейшего расширения локального производства автокомпонентов, однако для глубокой локализации необходимы инвестиции в R&D.

К факторам, оказывающим давление на рентабельность бизнеса производителей компонентов, относятся: низкие продажи автомобилей и, как следствие, недостаточный объем заказов; ценовое давление со стороны автопроизводителей; рост цен на сырье и материалы; рост конкуренции, особенно со стороны зарубежных производителей автокомпонентов; недостаточная финансовая поддержка; «серый импорт»; волатильность курсов валют; нестабильные рынки капитала; ужесточение экологического законодательства (необходимость внедрения безопасных для экологии технологий).

Возможные стратегии для производителей автокомпонентов выглядят, по мнению Синичкиной, следующим образом: грамотное управление портфелем продуктов (разработка/вывод на рынок новых продуктов); увеличение интенсивности использования технологий и внедрение разработок; реализация проектов/внедрение программ по бережливому производству; консолидация активов за счет проведения сделок по слияниям и поглощениями и создания СП с иностранными компаниями; внедрение системы унификации автокомпонентов.  

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.