Авторизация
+79139857900

Перспективы развития российского рынка автокомпонентов

19 сентября 2017 в 13:26

В рамках выставки «MIMS AutomechanikaMoscow» GROUPAUTO Россия совместно с GiPA Россия провели конференцию «Рынок автокомпонентов в России: вызовы, тренды, перспективы». Выступившие на этом мероприятии эксперты рассказали об основных тенденциях автокомпонентного рынка и спрогнозировали перспективы его развития.

Эксперты статьи:

Лев Лагранский,

руководитель отдела по работе с поставщиками, аналитике и координации GROUPAUTO Россия

Александр Груздев,

генеральный директор аналитического агентства GiPA Россия

Сергей Королёв,

вице-президент
GROUPAUTO Россия

Прошедшая конференция стала своего рода представлением широкой аудитории итогов и выводов исследования перспектив развития российского рынка автозапчастей, которое провели GROUPAUTO Россия и аналитическое агентство GiPA.

 

MIMS AutomechanikaMoscow

 

Отечественный рынок автокомпонентов

Российский рынок автокомпонентов является неотъемлемой частью глобальной экономики и потому напрямую зависит от изменений мировой макроэкономической конъюнктуры. Влиянию этих факторов был посвящен доклад руководителя отдела по работе с поставщиками, аналитике и координации GROUPAUTO Россия Льва Лагранского. Он подробно остановился на тенденциях важнейших внешних факторов, влияющих на отраслевые рынки, среди которых цена на нефть, динамика валютных курсов, прогнозы финансовых организаций, спекулятивные ожидания и их корреляция с внутреними экономическими процессами. Ключевыми факторами он назвал заработную плату и реальный располагаемый доход населения страны, а также кредитную нагрузку на население.

Общая картина складывается следующим образом. После резкого падения цены нефти и введения против России международных экономических санкций наступил период некоторой экономической стабильности. С конца 2016 года рубль укреплялся благодаря ожиданиям улучшений внешнеполитической ситуации и роста цен на нефть. Рост российской экономики в первом полугодии 2017 года, оцениваемый в 1,5%–1,6%, обусловлен в том числе сравнительно низкой базой роста, поскольку падение в 2015 и 2016 гг. составило минус 3,5% и 0,9%, соответственно. На рост экономики также повлиял фактор отложенного спроса и укрепление рубля в период 2016-2017 гг. Тем не менее, к середине 2017 года ожидания улучшений внешнеполитической ситуации не оправдались. Снижение благосостояния населения продолжается, что вызывает сокращение спроса и повышение его ценовой чувствительности. Сложившаяся экономическая ситуация сказывается на рынке автокомпонентов. Уменьшение объёма рынка на фоне смещения спроса клиентов в сторону бюджетного сегмента обостряет конкуренцию среди дистрибьюторов автокомпонентов.

Лев Лагранский:

— Население привыкло к вялотекущему кризису и не может постоянно экономить. Текущий общеэкономический кризис и предпосылки для его усугубления ускоряют структурный кризис, присутствующий на российском рынке автокомпонентов. За неимением других инструментов, дистрибьюторы начинают участвовать в ценовой конкуренции, для того чтобы удержать долю сжимающегося рынка. Это понижает их доходы и доходность рынка в целом

 

Рынок автокомпонентов: вызовы

Различные характеристики состояния и развития отечественного рынка автокомпонентов дали в своих выступлениях генеральный директор аналитического агентства GiPA Россия Александр
Груздев
и вице-президент GROUPAUTO Россия Сергей Королёв.

Александр Груздев выделяет два основных фактора, напрямую влияющих на развитие рынка автокомпонентов: стареющий автопарк и величину среднего пробега. В этой связи отправной точкой для рынка, как бы то ни было, являются продажи новых автомобилей, потому что они формируют парк, который представляет собой основного потребителя предлагаемой продукции. В 2016 году в России зафиксирован самый малый объем  продаж новых автомобилей с 2007 г.

Специалисты GiPA обычно оперируют таким понятием как «движущийся парк», который составляют интенсивно эксплуатируемые автомобили, которые требуют регулярного обслуживания. Именно для них постоянно требуются разнообразные детали и узлы, они формируют совокупный объем спроса на автозапчасти. В 2017 году, по оценке GiPA, к такому парку относят 32,3 млн автомобилей, причем в сравнении с 2016 г. он сократился на 3000 ед.

Александр Груздев:

— Это самый положительный прогноз, который мы смогли сделать. Все гипотезы,  построенные нами, и тенденции не были положительными. По итогам 2016 г. все реализованные дилерами новые автомобили ушли на обновление парка, причем их уже не хватает для существенного обновления парка. Это самый основной момент, от которого при любом расчете потенциала рынка нам нужно отталкиваться.

 

доля крупных и малых дистрибьюторов на рынке автокомпонентов Рф

 

Величина среднего пробега автомобилей в РФ сокращается. В 2015 году наблюдалось резкое падение усредненного показателя — до 13 070 км (сравните: в 2014 г. – 15 417 км). В 2016 г. сокращение было уже не такое сильное: показатель среднего пробега снизился на 73 км (12 997 км).

Конечно, на первый взгляд, 73 км совершенно ничтожная цифра, однако в пересчете на весь отечественный автопарк это уже 2,4 млрд км общего километража. А это десятки тысячи литров непроданного моторного масла, тысячи неустановленных колодок и фильтров и т. д. Таким образом, сегодня у российского рынка автокомпонентов отсутствуют факторы роста.

 

Александр Груздев:

Когда парк увеличивался и люди ездили на своих машинах все больше и больше,  ситуация была прекрасная: продажи росли сами по себе. Все дистрибьюторы, оптовики, розничные точки, СТО прирастали просто за счет того, что рос парк и пробег. Но теперь произошли перемены. Я бы сказал, мы входим в новую фазу развития рынка, становясь все более и более похожими на европейские рынки,  когда факторы роста рынка самого по себе исчезли.

Более того, основываясь на нашей статистике, хочу предостеречь всех участников профессионального сообщества от необоснованных оптимистичных ожиданий – даже после окончания кризиса средний пробег увеличиваться уже не будет. Проиллюстрирую примером. В 2007 году доля автомобилей, пробег которых за год превышал  30 тыс. км, была 14%, в 2016 г. – их только 4%.  Это глобальный тренд. Шансов, что даже если завтра цены на нефть поднимутся до  200 долларов за баррель и все быстро вернется к прежним значениям, а может, еще и превысит их,  нет.

Причин тому довольно много, и они не только экономические. Это и развитие альтернативных проектов общественного транспорта, и реализация уже существующих, и рост тарифов страховки, и платные парковки и проч. -  все они в совокупности приводят к тому, что люди в принципе будут ездить меньше. И потому нам с вами придется жить в новой рыночной реальности.

 

В связи со всем вышеизложенным, принципиальный вывод состоит в том, что указанные факторы будут влиять на рынок автозапчастей меньше, а вот поведение и предпочтения водителей приобретают все более и более решающее значение. Поэтому тем, кто стремится сохранить эффективность своего бизнеса, необходимо обратить на них самое пристальное внимание.

Сегодня поведение водителей характеризуется следующими особенностями. 61% автолюбителей приезжают на СТО только в случае возникновения каких-либо неполадок и лишь 39% – превентивно, с профилактической целью или на регламентное техобслуживание. В Европе, надо сказать, тенденция аналогичная. В целом это глобальный тренд, связанный в первую очередь с изменением водительских приоритетов и усложнением транспортных средств, обеспечивающих все большую осведомленность своих владельцев о техническом состоянии автомобиля. Проще говоря, водители больше полагаются теперь на то, что автомобиль сам их известит, если вдруг возникнет какая-либо проблема. Для послепродажного обслуживания это означает, что уСТО будет расти доля, назовем их, аварийных ремонтов. То есть нужно готовить персонал к соответствующим изменениям. Резюмируя свое выступление, Александр Груздев сделал такой прогноз на ближайшую перспективу:

 

В этом году из­за сокращения объемов авторынка с гарантийного обслуживания в независимый сегмент перейдет меньше автомобилей, чем в прошлом. А по итогам следующего года даже при самом хорошем прогнозе это количество будет еще меньше: мы потеряем еще, как минимум, 800 тыс. машин. Для производителей автозапчастей и независимого рынка это не очень хорошо, поскольку в независимый сегмент выйдет всего полтора миллиона некогда гарантийных машин. А через два года - только 1,35 млн. То есть переток будет уменьшаться в объеме. По сути, получается, что кризис как таковой в сегменте aftermarket отсрочен по времени и к этому надо готовиться.

Хотя отчасти будет некая компенсация из-за того, что средний срок лояльности автовладельца дилеру неуклонно снижается, и в прошлом году он составил уже лишь 2 года и 1 месяц, то есть в независимый сегмент приезжают еще и гарантийные автомобили, и потому охват парка несколько больше.

Одним словом, анализируя приведенные факторы, могу сказать: рынок автосервиса останется топтаться на месте. Будет ли предъявлен отложенный спрос? Пока по итогам года мы этого не видим. Количество ремонтов увеличилось, люди меньше откладывают ремонт того, что сломалось, но предъявления отложенного спроса пока не происходит. Все это очень сильно увеличивает конкуренцию и будет ее увеличивать и в дальнейшем. 

Рост рынка премиум автокомпонентов

Впрочем, ситуация не столь печальна, как это может показаться на первый взгляд. GROUPAUTO Россия видит определенные положительные результаты в этом году. Более того, Сергей Королёв отмечает, что в условиях непрекращающегося кризиса все дистрибьюторы Группы сумели найти свои факторы стабильности и изыскать возможности для развития бизнеса. И если говорить уже более подробно про премиум-сегмент, положительная тенденция, безусловно, имеет место быть. Также Сергей Королёв апеллирует именно к отложенному спросу. Анализируя рынок, эксперт указывает на 18%-ый прирост премиум-сегмента в 2016 году и прогнозирует по итогу 2017 года еще более существенный рост: от 25 до 30%.

 Структура рынка автокомпонентов 2016 год

Сергей Королёв:

— Параллельно развивается однозначный тренд, который мы наблюдаем уже несколько лет. В прошлом,  2016 году, этот тренд достиг своего апогея – я говорю про уровень наценки дистрибьюторского предприятия. Это очень важный показатель: скорее всего, один из важнейших для экономического состояния дистрибьютора, который, кроме того, очень сильно влияет на показатели продаж производителя.

12% – это средний уровень безубыточности. Если наценка становится меньше, что и произошло в 2016 году, то предприятие оказывается в негативной зоне. Собственно, наценка — это тот  параметр,  который сейчас очень сильно устремился вниз. Мы совместно с производителями, несомненно, не дадим ему упасть до нуля, но за показателями наценки все игроки рынка — и производители, и дистрибьюторы, и Группа — должны внимательно следить.

 

Дело в том, что когда наценка устремляется вниз, конкуренция тут же начинает усиливаться, все дистрибьюторы стараются конкурировать ценами, еще сильнее снижая ее. В результате возникает очень неприятный эффект, который наблюдается уже на протяжении нескольких последних лет и приобретает уже угрожающий характер, поэтому на него надо оперативно реагировать.

Еще один тренд прошлого и текущего года заключается в том, что большие дистрибьюторы увеличивают свои объемы, занимая большую долю рынка. А малые и средние предприятия теряют ее – в 2017 г. она сократилась до 25%. Связан такой переток объемов, по мнению Сергея Королёва, с тем, что у крупных дистрибьюторов существуют дополнительные резервы и возможности привлечения средств, которые у малых и средних предприятий отсутствуют. Следовательно, им нужно искать иные подходы, другие стратегии.

Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что появляются новые для рынка услуги, оттягивающие спрос и уменьшающие пробеги. Сейчас идет мощный рост и в такси, и в каршеринге. Для сектора автокомпонентов это означает, что сбыт запчастей будет менять свои приоритеты, способы продвижения продукции и продаж. Спрос будет перетекать от частных автовладельцев в руки корпоративных парков. Но это уже средне- и долгосрочные перспективы.

В целом же рынок премиум-сегмента, как полагает Сергей Королёв, по-прежнему будет привязан к парку автомобилей и пробегу, но очень серьезных колебаний на нем не будет.

Сергей Королёв:

— Если никаких политических, макроэкономических и прочих негативных форс­мажорных внешних влияний на экономику в целом не произойдет, то, я думаю, в целом нас ожидает стабильность спроса.

Текущий кризис связан с тем, что рынок вышел из стадии дефицитного, каким он был до 2011 года, перестал расти сам по себе и вышел на стадию насыщения. Эту стадию насыщения мы наблюдаем в виде усиливающейся конкуренции, в превышении предложения над спросом. Это вынуждает все компании перестраивать свой бизнес и искать новые подходы.

По нашему мнению, в данный момент и в ближайшей перспективе наибольший потенциал роста рынка автозапчастей будет сконцентрирован в сегменте СТО. Когда мы находимся в ситуации структурного кризиса, но при этом существует приличный объем нереализованного спроса, все интересы участников должны быть направлены на реализацию этого потенциала. В данной ситуации мы видим достаточно реалистичные возможности его использования с помощью работы с СТО и построения сетевых структур, позволяющих и производителю, и дистрибьютору сформировать лояльный, защищенный канал сбыта. А станциям техобслуживания, изменив свой подход к продажам запчастей и существующую ошибочную модель продаж этих запчастей, позволит повысить свою конкурентоспособность, эффективность и создать для себя совершено новый тип бизнеса, который выведет их на новый уровень.

 

Ошибочная бизнес-модель заключается в том, что 85% клиентов приезжает на СТО со своими запчастями. Для Европы это нонсенс, поскольку все европейские СТО этот этап уже прошли и прекрасно понимают, что автосервис должен зарабатывать на запчастях. Оптимальная структура заказ-наряда, способная обеспечить прибыльность СТО и развитие рынка в целом, выглядит следующим образом: 45% работы и 55% запчасти. Необходимо всеми силами стремиться к этому, перестраивая бизнес-процессы и сам принцип своей деятельности. В противном случае глобальной стагнации не избежать.

 

Присутствовавшие на конференции эксперты – представители компаний-производителей премиальных автокомпонентов однозначно согласились с данным утверждением, призвав СТО сделать максимальный акцент на продаже автозапчастей. Со своей стороны, в содружестве с GROUPAUTO Россия и ее членами – российскими дистрибьюторами они готовы реализовать все имеющиеся в их арсенале возможности для того, чтобы обеспечить эффективность развития бизнеса автомастерских.

 

Надо сказать, что в целом компании-производители премиальных автокомпонентов с оптимизмом смотрят в будущее и позитивно оценивают перспективы российского рынка. Хотя, несомненно, каждая компания – это индивидуальная история каждой товарной группы (групп), которые эти компании представляют. В зависимости от рыночных стратегий и прочих факторов эти компании по-разному строят свое планирование и по-разному подходят к вопросам развития бизнеса. И что интересно, каждая по-своему видит преимущества российского рынка. Поэтому давайте предоставим слово представителям этих компаний.

 

Роберт Лайтфут фото

Роберт Лайтфут,
директор по продажам в Европе, Ближнем Востоке и Африке:

 

— Российский рынок очень интересен по нескольким причинам. Во­первых, российские автовладельцы очень живо интересуются техникой. Они хорошо в ней разбираются, и прежде чем выбрать ту или иную запчасть, стараются побольше о ней узнать, собрать информацию о производителе, почитать отзывы. Причём это не праздное любопытство и не интерес дилетантов — они действительно стараются понять, с чем имеют дело, копаются в спецификациях, схемах. Они гораздо любопытнее, чем немецкие или, скажем, британские, французские автовладельцы. Поэтому на российском рынке очень важно предоставлять клиентам максимально возможный объём технической информации; объяснять и пояснять, что это за деталь, чем она отличается от аналогов.  

Во­вторых, российский рынок живёт не сам по себе. На нём происходят определённые процессы, определённые факторы (внутренние и внешние) влияют на него, но в любом случае это рынок развивающийся, причём развивающийся по своему собственному пути и с учётом опыта и ошибок соседних европейских рынков. Это рынок специфический и в силу своих территориальных размеров, и в силу прочих аспектов. Он сравнительно недавно стал открытым и конкурентным, поэтому он всё ещё в поиске – в поиске наиболее оптимальной модели дистрибуции, организации, продвижения товаров и т.д. Причём, это рынок, который опережает своих соседей. Например, в части развития интернет­продаж. В Европе в нашем сегменте интернет­торговля развивается очень медленно, а в России она стремительно взлетела вверх и занимает существенную долю бизнеса.

Я настроен оптимистично. Российский рынок обязательно найдёт свой путь, наверняка это будет некий микс наиболее успешных мировых практик, и вот тогда он станет одним из самых ёмких с глобальной точки зрения. Правда, это не дело ближайшей перспективы: налицо несколько причин, мешающих ему сейчас плодотворно расти. Но в перспективе он обязательно должен стать таковым, потому что фундаментально он чрезвычайно силён.

 

Дмитрий Каверин генеральный директор ОСРАМ

Дмитрий Каверин,
генеральный директор,
ООО «ОСРАМ»:

 

Мы были готовы к кризису и потому три года назад в рамках восточноевропейского региона запустили наш второй бренд NEOLUX. Это бюджетный бренд, который смог поддержать нас в более дешевом ценовом сегменте, позволив нам оставаться в плюсе последние несколько лет. Собственно, во многом именно поэтому на протяжении всех последних кризисных лет у нас каждый год рост.

Впрочем, конечно же, нужно учитывать специфику нашего товара. Дело в том, что автомобильная лампаэто такой компонент, без которого при движении невозможно обойтись и отсрочить замену в случае выхода ее из строя невозможноПоэтому лампу нужно обязательно поменять, а лучше две сразу, чтобы потом снова не терять время, потому что вторая, скорее всего, перегорит очень скоро. То есть это бизнес, который никогда не останавливается. Безусловно, на него влияет средний пробег, а средний пробег сокращается. На него влияет также динамика парка, а он сейчас не прирастает. Но мы предлагаем не только стандартные источники света. В нашем ассортименте есть, как мы ее называем, аксессуарная частьавтомобильные лампы с улучшенными характеристиками. Мы стараемся обращать  на нее больше внимания и за счет нее прирастать. Мы регулярно, почти каждые два месяца, выводим новинки, и этими новинками мы увеличиваем объем продаж, компенсируя падение в традиционных сегментах. 

Одновременно с этим сейчас происходит значительный рост продаж в сегменте ксеноновых лампподошел срок замены штатных ламп на автомобилях, выпущенных в начале и середине 2000­х гг. (средний срок службы ксеноновой лампы
3 000­7 000
часовв зависимости от типа лампы). Это очень большой паркдающий нам возможность иметь дополнительный объем продаж в ксеноновом сегменте, и это опять же компенсирует падение по традиционным автолампам.    

Этими факторами и объясняется то, что у нас не было ни одного провального года ни в рублях, ни в евро. Обычно у нас так называемый double digit grows – мы год от года прирастаем двухзначными цифрами.

 

 

Константин Брезе генеральный директор Лейшефорс Спрингс

Константин Брезе,
генеральный директор
ООО «Лейшефорс Спрингс»:

 

От рынка мы ожидаем развития cейчас и в будущем. Он хорошо растет, идет правильным путем. С тех пор, как мы стали ближе к нашим клиентам, после открытия склада в Москве, мы прирастаем каждый год достаточно серьезно.

Каждый год для нас довольно успешен. Этот год будет наверняка самым успешным за все время нашего присутствия на российском рынке. Каждый раз мы думаем, что вот­вот компания достигнет своего предела на российском рынке, но он все не наступает. И мы  понимаем, что несмотря на то, что наш продуктпружиныдостаточно нишевый, но если клиент покупает премиальные пружины  в течение долгого времени, то  он не будет испытывать никаких проблем, получая истинное удовольствие от вождения автомобиля. При каждом срабатывании подвески он будет ощущать, насколько корректно она работает, насколько хорошо управляется машина, оставаясь стабильной в самых различных условиях движения.

То есть наш продукт – это такой продукт, который очень наглядно демонстрирует преимущества качественного, премиального изделия при эксплуатации. И его хорошо покупают вопреки всем экономическим прогнозам. Потребитель по­прежнему остается ориентированным на надежность, на качество, на технологичность автозапчастей. Поэтому, на мой взгляд, перспективы нашего продукта на  российском рынке очень радужные.

 

 

Андреа Таверна и Франсис Хокэ

Андреа Таверна,

директор
по продажам компании DOLZ,

Франсис Хокэ,

менеджер
по продажам компании DOLZ:

 

Российский рынок по сравнению с предшествующими годами становится все более стабильным и прогнозируемым. Колебания курса валюты, которые сотрясали рынок последние 3 года, несомненно, очень негативно сказались на бизнес­среде. Люди возвращаются в сервис, продажи уравновешиваются. И конечно же, клиенты снова уделяют больше внимания премиальным продуктам, поняв, что дешевый низкосортный товар не соответствует их ожиданиям.

Причем я бы сказал, что российский рынокэто рынок премиум продуктов. Люди хорошо разбираются в брендах и понимают, что они покупают в каждом конкретном случае. Возможно, опыт общения с подделками и низкосортным товаром, полученный в последние 2­3 года, дает о себе знать. Поэтому мы стараемся предоставить больше информации о наших продуктах, о нашей компании. Мы стараемся быть ближе к клиентам, ближе к провайдерам нашей продукции: проводим тренинги, предлагаем промо­материалы, сотрудничаем с учебными заведениями. В среднем в год мы проводим 24­25 тренингов.  

И конечно же, очень важна для рынка деятельность GROUPAUTO Россия, позволяющая нам и десяткам наших коллег­производителей премиум­продукции, используя основные инструменты, которые дает в распоряжение профессионального сообщества Группа, находиться фактически на прямой связи с основными потребителями.

 

 

Леонид Нерезов фото

Леонид Нерезов,
директор департамента автомобильных запчастей России, Украины, Грузии,Прибалтики и снг компании NTN-SNR:

 

На российском рынке мы сейчас не планируем на долгий срок. В последние 10 лет, как бы мы ни планировали, мы были в лучшем случае около, но никогда не попадали в цель. В подобной ситуации, насколько мне известно, находятся буквально все наши коллеги. Конечно, ошибки в планировании происходили не потому, что эксперты не ориентируются в происходящем,
а потому, что внешние факторы таковы, что их предугадать практически невозможно.  

Складывающаяся в этом году ситуация была более или менее ожидаемой. Что будет завтране берется сказать никто. Мы не обольщаемся нынешней благоприятной атмосферой на рынке. Мы не ожидаем драматических поворотов, но точно так же мы не видим для себя амбициозных подъемов, роста и т. д. Я думаю, что нынешний год будет лучше предыдущего, а следующий в лучшем случае будет повторением этого. Но мы готовимся к небольшой корректировке, потому что этот год показывает слишком высокий рост.

Однако это совсем не значит, что каждая компания, будь то дистрибьютор или поставщик, обязательно повторяют глобальный тренд рынка автозапчастей. Каждый переживает свою собственную историю. Даже в этом году, когда рынок на высокой волне у большинства компаний, положения отдельных игроков могут быть диаметрально противоположны.

 

 

Марко Моретти директор по маркетингу подразделения Aftermarket компании Brembo

Марко Моретти,

директор по маркетингу подразделения Aftermarket компании Brembo:

 

В среднесрочной перспективе я ожидаю интеграции и консолидации в сегменте дистрибьюторов. Сейчас это происходит повсеместно в Европе и Америке, и Россия не станет исключением. Небольшие дистрибьюторские структуры объединяются и поглощаются. Предприятия большего масштаба лучше удовлетворяют потребности рынка, предлагают более широкий спектр услуг клиентам. Уже сегодня российский рынок не такой, как например, пять лет назад, на нем сократилось количество операторов, ограниченное число крупных компаний держат большую долю рынка. В дальнейшем это движение будет набирать обороты. И чем сильнее российский рынок будет интегрироваться в европейский бизнес, тем сильнее будет активизироваться этот процесс, и тем сильнее будет меняться дистрибуционный ландшафт. Причем я не исключаю прихода в Россию крупных международных структур.

Меняется автомобильный парк: в России все больше современных моделей, в целом парк обновляется. При этом доля российских автобрендов снижается, азиатских моделей становится все больше. Для нас это своего рода вызов по удовлетворению потребностей меняющегося рынка. И не только для нас: для многих европейских производителей запчастей ситуация аналогична.

Меняются и подходы дистрибьюторов. Они все больше ориентируются на долгосрочное, взаимовыгодное сотрудничество. Они уже не спешат как можно быстрее заработать как можно больше денег, они настраиваются на продолжительное, стабильное партнерство, формируя лояльность к своей компании, демонстрируя профессиональному сообществу преимущества сотрудничества с ней. Это мощная тенденция, которая наблюдается уже несколько лет.


Полную версию статьи читайте в журнале «Трансервис. Автобизнес»

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.