Авторизация

Возрождение и рост

6 декабря 2017 в 13:54 admin

Сегодня положительная динамика и рост на автомобильном рынке Российской Федерации стали реальностью. Для этого сложились все объективные предпосылки. Но сначала о фактах и цифрах, которые позволяют оценивать ситуацию и сделать выводы.

 Уже в течение трех кварталов подряд растут объемы продаж новых автомобилей. Вообще, в самом начале года автостатистика отмечала спад продаж. Тогда казалось, что текущий 2017 год будет очередным кризисным годом, очередным неудачным в череде последних лет. Однако в марте произошло невероятное. Тренды на отечественном автомобильном рынке изменились на 180 градусов. Начался рост, который продолжается до сих пор. По данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), на отечественном рынке легковых и легких коммерческих автомобилей за 10 месяцев текущего года продано 1 277,9 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 11% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Причем, показатель октября 2017 года (148,5 тыс.) выше аналогичного показателя октября 2016 (126,6 тыс.) на 17,3% и даже превзошел октябрь позапрошлого 2015 года (130,0 тыс.). В течение года помесячный рост объемов продаж характеризовался, в основном, двузначными показателями.

 

transervice_08_23_cmyk

 

Впрочем, не стоит впадать в эйфорию. За прошедшие три кризисных года авторынок РФ настолько сильно провалился, что начавшийся в текущем году рост лишь отодвинул его от самой нижней точки условного «дна». Но то, что отечественный авторынок находится в начале нового цикла, сомнению не подлежит. Чтобы представить развитие ситуации на отечественном авторынке в системе координат «пик – спад – дно – новый рост», нами составлена диаграмма1.

Пока по итогам 10 мес. 2017 года уровень продаж прошлого года превышен, но перед дилерами стоит вопрос, а смогут ли они достигнуть уровень продаж 2015 года?  Напомним, что по итогам позапрошлого 2015 года (по данным АЕБ) результат составил 1,6 млн легковых и легких коммерческих авто. Судя же по объемам месячных продаж результат текущего года может приблизиться к объемам позапрошлого года, но вряд ли будет превзойден. Обычно в декабре случается «взрывной» предновогодний ажиотаж. Но в текущих условиях, когда последствия кризиса еще сказываются во всем, в том числе и доходах населения, такого роста спроса перед новогодними каникулами может и не случиться.  

Если отсечь от цифр Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) продажи легкого   коммерческого транспорта, который традиционно учитывается в составляемой ассоциацией статистике, то «чистые» продажи легковых автомобилей показали даже больший рост. Эти цифры предоставляет Аналитическое агентство «Автостат».

Согласно данным агентства, за 10 мес. 2017 года объем рынка новых легковых автомобилей в РФ составил 1 155 тыс. единиц, что на 15,4% выше, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Но и здесь есть интрига: смогут ли продажи легковых машин текущего года достигнуть уровня позапрошлого?

По всей видимости, показатели роста 2017 года «уйдут» на ликвидацию последствий спада прошедшего 2016 года, который, как оказалось, стал годом самой низкой точки кризиса.

 

transervice_08_24_cmyk

 

Авторынок и развитие 

Сегодня не подлежит сомнению тот факт, что на ситуацию на отечественном авторынке повлиял ряд благоприятных факторов. Именно они обусловили положительную динамику в текущем году.

Во-первых, как известно, определяющим фактором влияния на авторынок стала стабилизировавшаяся цена на нефть. В течение последних нескольких месяцев она подросла до уровня $60 и выше. Аналитики давно выявили теснейшую связь между объемами продаж автомобилей и ценой бочки «черного золота». Поэтому отечественным авторынком давно «правит» формула: «Скажи мне нефтяную цену, и я скажу, на каком уровне находятся объемы продаж автомобилей в РФ».

Во-вторых, за годы кризиса накопился значительный отложенный спрос. И сегодня он «выплеснулся» в автосалоны официальных дилеров. За четыре года кризиса те, кто не ушел на рынок подержанных автомобилей, решается на покупку нового автомобиля.

В-третьих, также стабилизирующую роль сыграли такие факторы как господдержка автопрома и авторынка, стабилизация курса валюты и кредитная политика банковского сектора. В целом, сложившийся благоприятный пул данных факторов стал катализатором  положительной динамики на отечественном авторынке.

Анализируя текущую ситуацию, видно, что нет причин, по которым данные факторы перестанут действовать в следующем году. Но, учитывая некую шаткость макроэкономического и политического положения, не стоит исключать изменение или прекращение действия одного из них в ближайшем будущем. Впрочем, на днях Всемирный банк составил макроэкономический прогноз экономики РФ, где констатируется, что российская экономика выходит из кризиса, и в период 2018-2020 гг. темпы роста валового продукта будут положительными. Соответственно, если прогноз оправдается, то российский авторынок может в этот период рассчитывать на положительную динамику.        

Регионы поехали вперед 

Чем хороша статистика АА «Автостат», так это тем, что она позволяет проанализировать региональный срез российского автомобильного рынка. Так, в первую тройку за 10 мес. 2017 года входят Москва (168,1 тыс.шт.), Московская область (93 тыс.), Санкт-Петербург (79,3 тыс. шт.), на автосалоны которых приходится 30% всех российских продаж легковушек.

Среди нестоличных субъектов РФ в пятерке лидеров находятся Татарстан (56,5 тыс.), занявший четвертое место в общем зачете, и Краснодарский край (43 тыс. шт.). На шестом месте Башкортостан (43 тыс.). В первую десятку попадают Самарская (39,1 тыс.), Свердловская (34,9 тыс.), Ростовская (31,4 тыс.) и Челябинская (29,6 тыс.) области. А вот крупнейшие авторынки Зауралья в третьей и четвертой десятке. Примечательно, что объемы этих авторынков одинаковы с регионами с гораздо меньшим населением. Так, крупнейший за Уралом авторынок Красноярского края по объемам продаж за 10 мес. 2017 года немногим больше авторынка Белгородской области, хотя они имеют двукратный разрыв по численности населения. Аналогично: большой разрыв в численности населения между Новосибирской и Тульской области при практически равных объемах авторынка новых легковых машин в этих областях.  

В крупнейших областных и респуб-ликанских авторынках отмечена положительная динамика. Причем только у двух из них этот показатель составляет менее 10% - у Москвы (+2,8%) и Воронежской области (+9,2%). В остальных же представленных регионах наблюдается двузначный рост, а самый наибольший – в Кемеровской области (+35,2%).

В целом по Сибирскому федеральному округу автомобильный рынок вырос на 19,4% — это больше, чем в любом другом округе РФ. Также высокую динамику имеют другие самые крупные региональные авторынки СФО: Новосибирская область (+20,8%), Красноярский край (+17,9%).

Также наиболее высокие темпы прироста показывают регионы Уральского федерального округа: Тюменская обл. (+26%), Ханты-Мансийский АО (+29%), Челябинская обл. (+30%), Свердловская обл.(+28%). Таким образом, те регионы, авторынки которых больше всех пострадали от кризиса, где наблюдался  наибольший спад объемов продаж, быстрее восстанавливаются после обвала.

Масс-маркет и премиум 

В период восстановления рынка наиболее высокими темпами растут продажи массовых брендов автомобилей. В подавляющем числе их динамика выше среднерыночных значений. Об этом говорят результаты у таких брендов как Lada, KIA, Renault, Volkswagen, Ford, Mitsubishi, Mazda, Datsun. Они оказались выше среднерыночных. Таким образом, у небогатых покупателей просыпается интерес к рынку новых автомобилей.  С другой стороны, по итогам 10 мес. показатели ниже рынка были у таких автопроизводителей как Toyota, Nissan, Mercedes-Benz, Chevrolet, BMW, Lexus, Audi, Land Rover, Subaru, Porsche, Suzuki и др. Примечательно, что именно премиум-бренды показали отрицательную динамику на фоне начавшегося роста автомобильного рынка, тогда как в период кризиса премиум-сегмент, наоборот, чувствовал себя довольно устойчиво и показывал рост.  

В свою очередь, самыми популярными моделями российского авторынка остаются Kia Rio, Lada Granta, Lada Vesta, Hyundai Solaris и Hyundai Creta. При этом в текущем году отмечается очень сильное падение интереса покупателей к бестселлеру прошлых лет — корейской модели Hyundai Solaris: несмотря на смену поколений, модель оказалась на четвертом месте в общем рейтинге. Зато довольно сильно вырос интерес к корейскому кроссоверу Hyundai Creta, который теперь стал лидером автомобилей класса SUV, отодвинув на второе место в классе многолетнего лидера Renault Duster.

Также набирает популярность отечественная новинка Lada Vesta – автомобиль устойчиво обосновался в ТОП-3 российского авторынка. А с выходом на рынок универсала и универсала повышенной проходимости он может еще более упрочить свое положение.

Помимо вышеперечисленных моделей, 2017 год оказался удачным и для таких дебютных автомобилей как кроссоверы Renaulr Kaptur, Volkswagen Tiguan нового поколения, а также Lada Xray.

Что касается классов и типов автомобилей, то, согласно исследования АА «Автостат», в октябре на класс SUV пришлось 43,2% авторынка, на размерный класс В+ 37,7%. На третьем месте автомобили размерного класса С+ - 7,2% (диаг.2).

 

transervice_08_25_cmyk

 

Первое авто Сибири 

Огромные различия между авторынками регионов страны обусловлены как различиями в уровне доходов проживающего населения, так и особенностями наличия дилерских сетей на их территории. Поэтому сколь бы ни были сильны тенденции выравнивая рынков, региональные особенности еще достаточно долго будут проявляться. Если на Северном Кавказе и в Поволжье особый интерес к продукции отечественного автопрома, то в других регионах потребители при выборе делают акценты на другие марки. Таким примером с региональными особенностями могут служить авторынки СФО и УрФО. Однако данные авторынки не статичны, и здесь происходят знаковые перемены. Это видно на примере показателей авторынка СибФО, который характеризуется несколько меньшими, чем в среднем по стране, доходами населения, а также недостаточно развитой дилерской сетью в городах региона. По итогам 2017 года вперед по темпам роста вырвались марки, основой модельного ряда которых являются бюджетные и недорогие модели (табл. 1).

Намного выше среднерыночных показателей растут продажи автомобилей Lada, Hyundai, KIA, Renault, Volkswagen. Одновременно, фактически не растут продажи такой марки как Toyota, хотя лояльность к ней сибиряков традиционно высокая. Ни на одном региональном рынке эта марка не имеет столь высоких позиций. Также как и премиум-бренд Lexus, много лет попадающий в топовый лист региона.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.