+79139857900

Как чехословацкая Tatra помогла нашей стране создавать энергетическую сверхдержаву

10 ноября 2023 в 15:28

На территории Западно-Сибирской низменности в далеком 1960 году геологами было открыто первое месторождение нефти. Назвали его Шаимским, по имени маленького поселка, находящегося неподалеку и расположенного на территории Тюменской области. Это событие стало отправной точкой начала освоения природных богатств Тюменского Севера. После нефти, месторождения которой были в основном сосредоточены в среднем Приобье, затем в Приполярье и на полуострове Ямал были открыты несметные запасы природного газа. Эти открытия геологов кардинально повлияли на все аспекты жизни страны и ее внешней политики.

Но в данном материале мы не будем освещать роль и значение нефтегазового комплекса северной части Западной Сибири, которая в сетке федеральных округов оказалась на территории Уральского ФО. Обратим лишь внимание на тот факт, что в освоении природных богатств и развитие нефте- и газодобычи огромную роль сыграла чехословацкая автомобильная промышленность. Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) входила в экономическую организацию социалистических стран Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Именно здесь и определяли каждому участнику на какой продукции нужно сосредоточиться, чтобы удовлетворять потребности всего социалистического содружества. В этом материале мы рассказали о том, как Венгрия стала главным автобусостроительным хабом социалистического лагеря, изменившего область пассажирских перевозок, прежде всего, в нашей стране. Но в том давнем споре между чехословацкими и венгерскими автобусостроителями вверх взял Ikarus. Об этом здесь по ссылке.

Тем не менее, Чехословакия была той из немногих стран, в которой создан и функционирует полный цикл автостроения: от идеи до серийного производства транспортных средств. И ее членство в СЭВ, в составе которого был огромный рынок сбыта, прежде всего, СССР, дал возможность сосредоточиться на разработке и производстве других типов машин и транспортных средств. И, прежде всего, это касается грузовиков. Старшее поколение водителей до сих пор с ностальгией вспоминают такие автомобили как Tatra, LIAZ, Avia, Praga. Они так попали под инструмент механизма международной специализации соцстран.

tatra_148_44

Наш канал рассказал, что в далекие 50-ые годы прошлого века в нашей стране на дорогах Якутии и Магадана отлично зарекомендовали себя грузовики Tatra-111. Именно эта репутация и сослужила положительному принятию решения о развертывании экспортного производства в чешском городке Копршвнице. Правда, век «сто одинадцатой» подходил к логическому завершению, и на свет появилась следующая модель.

Татра_111_5

Тут надо отметить и такой момент. В нашей стране было два завода по выпуску тяжелых грузовиков – Минский автомобильный завод, об истории возникновения наш канал рассказал здесь. И в самом конце 50-ых было принято решение о строительстве Кременчугского завода тяжелых грузовиков. Тем не менее, освоение регионов Тюменского Севера, Сибири, Якутии и севера Дальнего Востока требовали больших объемов такой техники. И тут на помощь пришла продукция чехословацкого машиностроения.

Потребность в более мощной и грузоподъемной модели уже в 50-ые годы стала очевидной. Поэтому принципиальное решение заменить Tatra 111 было принято в 1952 году. Через три года появились два первых образца - Tatra 137 (формулой 4X4 и грузоподъемностью 7 тонн) и Tatra 138 (6х6 и 12 тонн). Их показали на международной выставке в Брно в 1956 году.  

Татра_137_1955

Для советских грандиозных строек и условий эксплуатации, в районах конечно, нужна более мощная модель с повышенной грузоподъемностью. В Советском Союзе была такая модель ЯАЗ-210, которая выпускалась в середине 50-ых, но их было недостаточно, поэтому и было принято решение о Кременчугском автозаводе, где был освоен выпуск модели КрАЗ-265. Но все же чехословацкая модель была более высокотехнологичной и ее характеристики были выше, нежели у советского автомобиля.

 

татра_хребтовая_рама

Как известно, у грузовиков марки Tatra конструкция представлена хребтовой трубой вместо рамы и качающимися полуосями. Она была разработана практически 100 лет назад конструктором Гансом Ледвинкой и в течение всего ХХ века оставалась по сути неизменной. И на модели Tatra 138, по сравнению с предшественником Tatra 111 была несколько изменена. Двигатель размещался на четырёх опорах над передним мостом. Единственный карданный вал в трансмиссии шёл от двигателя к КП, которую вместе с раздаточной коробкой перенесли к среднему мосту. Хребтовая труба была сборной конструкцией, фланцами соединявшейся с главными передачами всех мостов.

татра_138_газопровод

Впрочем, Тatra 138 стала достойной заменой своей предшественнице Тatra 111. За 10 лет с 1962 по 1972 г. в СССР поступило порядка этих 8500 чехословацких грузовиков. Поставки предназначались в первую очередь министерству нефтегазовой промышленности СССР. Помимо обустройства нефтяных месторождений в Западной Сибири, «сто тридцать восьмая» работала у нефтяников Татарстана, на строительстве Братской ГЭС на Ангаре, и, конечно же, они заменяли Tatra 111 в автотранспортных предприятиях Якутии, Магаданской области и Дальнего Востока.

татра_138

Их приобретали золотодобытчики, горнодобывающие предприятия цветмета, в частности, заполярного Норильска, «Татры» играли важную роль в промышленном и жилищном строительстве крупных городов. Спрос со стороны министерств и ведомств превышал объемы импорта, что за ними была установлена очередь.

Водители ценили эти грузовики за целый комплекс характеристик, включая комфортное рабочее место, высокую проходимость, энерговооруженность и надежность.

татра_вход_2

Несмотря на то, что «138» модель хорошо себя зарекомендовала, в 1967 году на заводе в Копршвнице было решено модернизировать грузовик. Было составлено задание, в том числе с учетом возросших требований эксплуатантов из СССР.  В 1969 году новый грузовик Tatra 148  встал на конвейер.

Общая конструкция шасси была аналогична Tatra 138. Двигатель воздушного охлаждения имел объем 12,667 л, развивал мощность 209 л.с. и прекрасно работал в сильные морозы.  Самое заметное внешнее отличие от предшественника — форма капота.

татра_148_3

География поставок в СССР модернизированных «Татр» практически ничем не отличалась от географии поставок Tatra 138. В 1969 году было открыто самое крупное месторождение нефти в Западной Сибири Самотлорское, и в его освоении самое активное участие принимали чехословацкая техника. Автопарк Самотлорского нефтяного месторождения практически полностью состоял из Tatra 148. Более сотни «татр» работало на Дальнем Востоке в парке Хрустальненского горно-обогатительном комбинате (добыча и обогащение оловянных руд). Причем здесь эксплуатация чешских машин осложнялась рельефом. Нагруженным грузовикам приходилось преодолевать затяжные и достаточно крутые подъемы. Потрудились «татры» на строительстве Чернобыльской АЭС.

tatra_148_44

Всего в СССР было поставлено порядка 26 тысяч Tatra 148. Затем, в начале 80-ых, пришла очередь бескапотных чехословацких грузовиков. Но это уже совсем другая история.    

татра_815

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >
Photo

Китайский JAC будет один вытягивать “Москвич»

Почему китайский автопроизводитель JAC формирует...

2 май 2024 в 12:06

Подробнее >