+79139857900

Как МАЗ обошел КАМАЗ, и почему это произошло в России?

9 марта 2021 в 20:03

Наш канал неоднократно рассказывал о конкуренции таких производителей стран Таможенного союза как российский КАМАЗ и белорусский МАЗ. Интересно наблюдать за тем, как они выводят продукты в одинаковых сегментах, автомобили примерно одной грузоподъемности и назначения. И сегодня у нас есть повод опять посмотреть на это перманентное сражение двух ведущих автопроизводителей РФ и РБ.  

После того, как троллейбусный завод в Энгельсе (Саратовская область) приказал долго жить, у российской троллейбусной отрасли открылось «второе дыхание». Российская Федерация – это страна с самой большой в мире численностью троллейбусных систем. Напомним, что во времена Никиты Сергеевича Хрущева в области общественного транспорта начали усиленно развивать троллейбусное движение во многих городах страны. Для пополнения троллейбусных парков были существенно увеличены мощности троллейбусного завода в Энгельсе (до 2500 единиц подвижного состава в год). Однако выпускаемых «рогаток» не хватало. На помощь пришли чешские троллейбусы Skoda. Но их в основном поставляли в города союзных республик – Украины, Литвы, Латвии, Эстонии и в Закавказье. Города Российской Федерации обеспечивались машинами, произведенными на берегах Волги.

После распада СССР чехословацкое производство троллейбусов, лишившись масштабных заказов из СССР, постепенно умерло. Теперь место в странах бывшего соцлагеря и союзных республик занял польский производитель Solaris Bus&Coatch, который смог спроектировать и выпустить широкую модельную гамму троллейбусов. А вот в России в 90-ые годы возникло сразу несколько троллейбусных производств. Одно находится в Вологде, называется «Транс Альфа» и выпускает троллейбусы модели «Авангард». У него своя история.

А на площадку завода в Энгельсе зашел предприятие ПК ТИ, которое выпускает троллебусы «Адмирал». Первые десятки машин этой модели уже работают в Омске и Липецке, куда они попали по национальному проекту Безопасные и качественные дороги.   

тролл_уфа3

Но наш рассказ сегодня о МАЗе и КАМАЗе. Поэтому мы обратимся к другому новому российскому производителю – а именно, Уфимскому трамвайно-троллейбусному заводу (УТТЗ), расположенному в столице Башкортостана. Это предприятие молодое, его день рождения 8 июля 2015 года. Как же здесь пересеклись два крупнейших производителя грузовиков?

Первые образцы троллейбусов уфимцы построили на базе высокопольного автобуса НефАЗ. Нефтекамск, как известно, расположен в Башкортостане, потому и выбор был закономерен. Новый троллейбус УТТЗ базировался на кузове серийного автобуса НефАЗ-5299. Позже стали использовать кузов низкопольного автобуса НефАЗ. Троллейбусы назвали «Горожанин» (модель троллейбуса УТТЗ-6241) и они отправились в Иваново, Альметьевск, Новокузнецк, Ростов-на-Дону. Такая обширная география свидетельствует лишь об одном. В стране много троллейбусных хозяйств, а вот производителей «рогатого» транспорта не хватает. Тролза из Энгельса приказала долго жить.

Последняя раздача троллейбусов из Москвы, где «рогатый» транспорт заменили на электробусы, не смогла значительно закрыть потребности городов страны. Ведь практически в каждом областном центре есть троллейбусное движение со времен Хрущева. А подвижной состав сильно изношен. Раздача столицей троллейбусов подчас приобретала интересный характер. Заявкам ряда городов было отказано, а вот Саратов по просьбе спикера Госдумы, обратившегося к московскому мэру Собянину, получил 80 московских троллейбусов и еще снятую со столичных улиц контактную сеть.

тролл_уфа  

Но вернемся в Уфу, где белорусский МАЗ перешел дорогу КАМАЗу. В 2020 году стратегическим партнером УТТЗ становится управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ". Результатом сотрудничества оказался совершенно новый троллейбус с индексом (6241.01).   Этот уфимский «Горожанин» использует кузов автобуса МАЗ второго поколения. А поставщиком сборочных комплектов является белорусское предприятие "ЭТОН-ЭЛТРАНС". Это партнер МАЗа в производстве электротранспорта.

тролл_уфа2

Новый УТТЗ-6241.01 "Горожанин" может оснащаться одним из трех тяговых электродвигателей: чешским Skoda 4ML 3444 K/4 или российскими ДТА-1У1 и ДТА-3У1. Задний мост портальный, с двойной передачей ZFAV 133/80, а передняя подвеска зависимая.

И конечно же, как сегодня без автономного хода. Аккумуляторы позволяют рогатой машине делать пробег в 30 км без контактной сети. Вместимость минско-уфимской машины 90 пассажиров, из 31 размещаются на сиденьях. Комплектации троллейбусов по выбору заказчиков: розетки USB, кондиционер в кабине водителя, система видеонаблюдения в салоне и т.п.

И самое главное, новая модель уже находит спрос. УТТЗ выиграл два конкурса -  68 троллейбусов, из которых 16 с увеличенным автономным ходом поставляются в столицу Чувашии - Чебоксары, а 10 рогатых машин с автономным ходом до 20 км выходят на маршруты Уфы.

Но УТТЗ уверены, что троллейбусы с кузовом МАЗ будут рады и в других российских городах, также могут быть поставки на экспорт.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >
Photo

Китайский JAC будет один вытягивать “Москвич»

Почему китайский автопроизводитель JAC формирует...

2 май 2024 в 12:06

Подробнее >