+79139857900

Почему АвтоВАЗ не стал законодателем автомобильной моды, а вынужден примеривать чужой вариатор

9 апреля 2024 в 08:30

В эти апрельские дни 38 лет назад Куйбышевскую (Самарскую) область посетил генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев. В маршрут поездки тогдашнего лидера страны был включен Тольятти. 8 апреля 1986 года генеральный секретарь посетил Волжский автозавод, где ему показали производство, испытательный трек, новые модельный ряд. На встрече с коллективом он произнес, ставшую сакраментальной фразу.«Почему бы АвтоВАЗу не стать законодателем автомобильной моды в мире? Ориентация на превышение мировых достижений - вот что должно стать принципом советской экономики!»

Конечно, это было изначально несбыточным пожеланием. Уже тогда советская экономика по многим показателям проигрывала развитым странам. Впрочем, итогом той давней поездки стало появление Научно-технического центра АвтоВАЗа, который создавался для разработки новых моделей.

горбачев_тольятти2

С тех пор прошло 38 лет, много воды утекло из Куйбышевского водохранилища. Предприятие прошло длинный путь перемен и даже сменило несколько собственников. А сегодня, вдобавок, находится под санкциями США.

Но наш канал хочет обратить лишь на один аспект, касающегося технологического суверенитета крупнейшего российского автозавода. Все глобальные и не только автопроизводители устанавливают на свои автомобили автоматические трансмиссии. АвтоВАЗу особенно трудно дается этот вопрос. Еще в прошлом десятилетии он искал ответ на него, и даже отчасти нашел. С 2015 по 2019 гг. на выпускаемые автомобили ставили вазовский «робот» АМТ с одним сцеплением, но он был задумчивым и нерасторопным. На такие версии приходилось до 9% продаж Lada Vesta. В конце 2019 года вазовскому флагману примерили связку локализованного ниссановского мотора HR16 (Renault H4M) и вариатора Jatco JF015E. Конечно, это могло произойти в рамках франко-японского альянса, то есть когда российский автопроизводитель находился в мирохозяйственных связях глобального автопрома

 

лада веста седан

А вот сегодня эта проблема уже стоит как вопрос технологического суверенитета российского автопроизводителя. Что, кстати, записано в программном документе автомобилестроительной отрасли – Стратегии развития автопрома РФ до 2035 года. Но даже запись в высоком документе не гарантирует того, что, собрав инженерные и конструкторские силы, и засучив рукава, без раскачки, начнутся работы по созданию отечественной автоматической трансмиссии для массовых легковых автомобилей. Сначала в качестве причины назывался высокий порог инвестиций. На слушаниях в Совете Федерации топ-менеджер АвтоВАЗа Максим Соколов называл сумму в 30 млрд рублей, а инвестиции в создание механической – 20 млрд.

Еще в качестве сдерживающего фактора называлось отсутствие эффекта масштабирования. Для того, чтобы инвестиции отбились нужно выпускать по несколько сотен тысяч АКПП в год. Понятно, что российский авторынок такого количества автомобилей марки Lada с автоматом «переварить» не сможет.

И вот на днях оказалось, что есть и третий важнейший фактор, препятствующий созданию своего автомата. Олег Груненков, руководитель продуктов АвтоВАЗа недавно рассказал, почему Lada Vesta получила вариатор китайского производителя WanLiYang и почему такую коробку не может сделать сам АвтоВАЗ. Оказалось, ключевая проблема при создании собственного «автомата» - отсутствие школы разработки автоматических трансмиссий. Топ-менеджер АвтоВАЗа заявил, что завод не планирует создавать свой «автомат».

 

вариатор_G

 

«У нас, во-первых, нет такой серьёзной школы разработки автоматических трансмиссий. Правильное решение с точки зрения и сроков, и экономики, и вопросов, связанных со своевременным предложением комплектаций, - это, все-таки, покупать», — рассказал Груненков.

Китайский вариатор на Lada Vesta появился потому, что эту коробку получилось относительно быстро приспособить к машине. «На подготовку и разработку такой комплектации понадобилось 1,5 года. Это рекордные сроки», — сказал Олег Груненков.

Вот такой путь от пожелания стать законодателем мировой автомобильной моды до адаптации китайского агрегата на модель-флагман - расстояние в 38 лет. Теперь только остается скрестить пальцы, чтобы поставщик из Поднебесной не попал под вторичные санкции.

Впрочем, планы на использование китайского вариатора у российского автопроизводителя достаточно грандиозные. В текущем году АвтоВАЗ планирует продать до 50 тысяч автомобилей Lada Vesta с вариатором. Агрегаты в необходимом количестве есть, спрос на такие машины – тоже. В будущем долю модификаций семейства Lada Vesta с вариатором планируют довести до 50%. Поскольку потенциальный спрос на домашнем рынке имеется.

Лада_вариатор_G

Впрочем, если оглянуться назад в историю, то обнаружим, что в 2021 году в семействе Vesta на автомобили со связкой локализованного мотора HR16 и вариатором Jatco приходилось 17% продаж. В то время как у конкурентов показатели были следующими. В объеме продаж KIA Rio на автомобили с автоматической трансмиссией пришлось 87% от общего количества проданных в России в тот год, у Skoda Rapid – 68%. То есть потенциал для версии с вариатором есть и немалый. Поэтому целевой показатель в 50% для Lada Vesta вполне достижим.

Недавно, главный редактор «За рулем» Максим Кадаков раскрыл сенсационную информацию. Оказывается, АвтоВАЗ ведет работы по адаптации китайского вариатора для 106-сильного вазовского мотора объёмом 1,6 л. На данный момент автоматизированная трансмиссия используется только в связке со 122-сильным мотором 1.8 EVO. Наверняка, Lada Vesta с менее мощным двигателем будет дешевле.
По словам Максима Кадакова, связку из мотора объёмом 1,6 литра и вариатора получит в будущем Lada Iskra, а затем и кроссовер на базе Lada Vesta.


Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz


Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >
Photo

Китайский JAC будет один вытягивать “Москвич»

Почему китайский автопроизводитель JAC формирует...

2 май 2024 в 12:06

Подробнее >