Авторизация

Новые грузовые реалии

26 июня 2017 в 21:06 admin

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить из затяжного кризиса, сказать о том, что трудные для него времена уже миновали, будет несколько преждевременно. Этот фактор отражается как на работе автотехцентров, обслуживающих грузовую технику, так и на деятельности поставщиков и сегмента aftermarket. Тем не менее, в этот сложный период обозначились новые тенденции, которые указывают на формирующийся новый образ рынка.

 

Рынок грузовой автотехники и грузоперевозок не остался в стороне от экономических трудностей, которые преследовали экономику страны в течение последних нескольких лет. Как фиксировала статистика, продажи новой грузовой техники год от года снижались. И лишь в конце прошлого года и в текущем году стали расти. Этот факт обнадежил весь отечественный авторынок, все его сегменты, где до сих пор наблюдались негативные тренды.

За предыдущие несколько лет произошло снижение грузооборота, поэтому уменьшилась потребность в количестве грузовой и коммерческой техники, осуществляющей грузоперевозки. Казалось бы, в такое трудное время, когда объемы покупки новой техники падают, а имеющаяся продолжает эксплуатироваться, должен возрасти спрос на ремонтные и сервисные услуги. Однако однозначно сказать об этом будет неправильным. Произошло переформатирование как рынка перевозок, так и состава и структуры грузоперевозчиков, соответственно, и сервисного сегмента, который обслуживает и ремонтирует грузовую технику. Все эти факты, в свою очередь, влияют на другие сегменты авторынка, в том числе и на aftermarket.

«На самом деле общего роста продаж грузовой техники, как такового, не наблюдается. Они растут фрагментарно. Продажи техники увеличились в основном за счет крупных игроков­грузоперевозчиков. Это, прежде всего, сетевые ритейлеры, имеющие собственный мощный автопарк, либо крупные транспортные компании­грузоперевозчкии регионального и федерального уровня. Свою грузовую технику они обслуживают на собственных сервисных станциях, которые открывают в географически стратегических точках по маршрутам следования своих транспортных потоков, либо у официальных дилеров в авторизованных сервисных центрах», - отмечает директор компании ООО «Кенинком» Дмитрий Шевченко.

Рост концентрации на рынке как междугородних, так и внутригородских перевозок поставил в сложные условия небольшие компании и мелких частных грузоперевозчиков. Им сложнее найти свои ниши для работы на рынке. Также необходимо обратить внимание на такой момент. Несколько лет назад рынок грузоперевозок считался высокомаржинальным. Это становилось стимулом для появления на рынке большого числа новых игроков, как правило, малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, поскольку порог входа на рынок был не «заоблачным», не слишком высоким. Но с течением времени в данном сегменте произошли кардинальные изменения. Так, при достаточно стабильном уровне тарифов перевозок, стоимость запасных частей выросла примерно в два раза, а топлива – в полтора, реализовывались также законодательные нововведения, увеличивающие затраты грузоперевозчиков. Возрастали и  другие расходы. Поэтому в такой сложной экономической ситуации легче выживать крупным компаниям: им легче выигрывать различные конкурсы и тендеры на осуществление грузоперевозок. Впрочем, говорить о вымывании небольших игроков с рынка преждевременно — они прочно занимают ряд нишевых сегментов перевозок.

 

Грузовой автосервис   

В сегменте грузового автосервиса, оказывающего услуги по ремонту и обслуживанию парка грузоперевозчиков, характерном для отечественного авторынка, можно отметить две особенности. Довольно устойчивое положение у официальных представителей «большой» европейской семерки, то есть авторизованных сервисов. Поскольку крупные отечественные грузоперевозчики постоянно обновляют парк, что, в частности, уже выразилось в росте продаж новых грузовых автомобилей в конце прошлого и в начале текущего года, сервисные подразделения данных структур имеют довольно устойчивую целевую клиентуру, находящуюся, как правило, на гарантийном обслуживании.

В свою очередь, небольшие компании грузоперевозчиков, которые не имеют возможности осуществлять ремонт на собственных мощностях, в собственных парках, а часто у них нет технической базы, вынуждены обращаться в независимые сервисы. Простые операции они предпочитают делать самостоятельно либо в гаражных условиях. 

Причем, в независимые сервисы для постгарантиного обслуживания такие грузоперевозчики обращаются чаще всего для сложного или специфического ремонта, который не могут выполнить своими силами. «Это более сложные работы по ремонту и обслуживанию двигателей, коробок передач, турбокомпрессоров, это также обслуживание и ремонт надстроек грузовой техники. По нашим наблюдениям, именно такие направления востребованы сегодня», - отмечает Дмитрий Шевченко.

 

Рынок автозапчастей для грузовиков

Сложная ситуация на рынках грузовой техники и грузоперевозок отражается и на рынке автозапчастей. В этом сегменте рынка aftermarket за последние несколько лет проявилось ряд трендов. Во-первых, ряд компаний, ранее работавших в сфере грузоперевозок, из-за возникших экономических трудностей предприняли попытку диверсификации производственной деятельности и вышли в сегмент торговли автозапчастями, посчитав, что для этого у них имеются как компетенции, так и каналы связей и необходимые инвестиции. Таким образом, число, розничных продавцов в данном сегменте увеличилось. В то же время усилилась конкуренция на рынке, поскольку, выходя на рынок, такие компании для привлечения клиентов предлагают более низкие цены на автокомпоненты. Такие действия при довольно стабильно-неизменном спросе несколько дестабилизировали рынок, уменьшили маржинальность работающих здесь компаний. Во-вторых, на ценовое предложение на рынке влияют и закупки на тендерной основе. Заказчики выбирают лучшие предложения. Часто на конкурс выходят иногородние продавцы и выигрывают тендеры. 

Еще один тренд, который не остается незамеченным на рынке aftermarket. В последнее время наблюдается такая тенденция. Ряд ведущих производителей автокомпонентов, такие как Wabco, PakkarParts и другие, в свою товарную линейку вводят автозапчасти, имеющие более доступные цены, отличающиеся от оригинальных. Такие запчасти они позиционируют как оптимальные по соотношению цена/качество. Правда, стоит отметить, что ассортиментный ряд таких запчастей пока невелик.

 

фото-Максима-Легушева

 

Максим Легушев, генеральный директор ООО «МАЛЕ РУС»:

Если говорить о компонентах MAHLE, то мы наблюдаем очень устойчивый рост, который связан с тем, что  последствия экономически сложной ситуации привели к увеличению срока эксплуатации грузового и коммерческого транспорта, а значит, и к его износу. А это, в свою очередь, сказывается на спросе на компонентыМы отмечаем сильный рост в сегменте компонентов двигателя для коммерческого транспорта. Это, прежде всего, связано с улучшением сервиса, который автоматически транслируется на рынок через наших дистрибьюторов. Безусловно, данный сегмент является перспективным и интенсивно растущим. Для MAHLE рост в этой отрасли оценивается более чем в 35%  за последний период.

Из новинок для грузового транспорта компания MAHLE представила в этом году несколько типов турбокомпрессоровНарастающий спрос произошел в большей части за счет расширения линейки термостатов для грузовых автомобилей. В сентябре этого года мы планируем представить на рынок генераторы для грузового автомобиля. Линейка генераторов уже имеется в наличии и используется в двигателях сельскохозяйственной техники, горнодобывающей техники, а так­же некоторых стационарных установкок, но совсем скоро их можно будет приобретать и для коммерческого транспорта.

В части фильтрации мы действительно видим, что потребитель больше склоняется к выбору бюджетных воздушных фильтров, но у MAHLE в этом сегменте наблюдается  стабильный спрос.

При выборе компонентов двигателя и турбокомпрессоров покупатели не имеют особых альтернатив, потому что эти компоненты требуют очень высокого качества, и последствия от установки некачественных компонентов больно «бьют по карману» автовладельцев. Поэтому владельцы автомобиля или автопарка стараются не экономить  на этом. Дело также и в том, что ряд компонентов просто отсутствует у наших конкурентов. Например, поршни MONOTHERM, которые устанавливаются в двигателиуникальный продукт. Это сверхпрочные цельные поршни из нержавеющей стали, сравнимые по весу с алюминием, — такие детали производят только в MAHLE. Но главная причина, почему автовладельцы выбирают компоненты MAHLE, ­ это уверенность в том, что в коробке находится оригинальный и качественный продукт.

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.